Цитата
Цитата
IV.XIX.13. Итак, мы ознакомились с мнениями о Горьком целой плеяды русских интеллигентов – Блок, Бунины, Мережковский и Гиппиус, Чуковский, Форш… Интеллигентов, единодушных в резко негативном отношении к тому, чье имя позже было канонизировано бесчеловечной Системой. Так будет ли методологически некорректным считать, что такого же мнения придерживался и Булгаков?
Разумеется, методологически совершенно некорректно приписывать чужие мнения Булгакову, имевшему собственную голову на плечах. Тем более, что никакой плеяды русских интеллигентов, а тем более единодушного осуждения ими Горького, нам Барков не продемонстрировал. Ни Блок, ни Чуковский, ни Форш никогда не имели
«резко негативного» отношения к Горькому. Естественно они не обожествляли его и понимали его недостатки, но за этими «деревьями» они, в отличие от Баркова, различали «лес».
Масштаб личности Горького потрясал Чуковского –
«Решил записывать о Горьком. Я был у него на прошлой неделе два дня подряд – часов по пяти, и он рассказывал мне многое о себе. Ничего подобного в жизни своей я не слыхал. Это в десять раз талантливее его писания. Я слушал зачарованный. Вот «музыкальный» всепонимающий талант»[1].
В целом Чуковский относился к Горькому очень положительно, о чем прежде всего свидетельствует запись о смерти Горького –
«Как часто я не понимал А[лексея] М[аксимови]ча, сколько было в нем поэтичного, мягкого – как человек он был выше всех своих писаний»[2]. При этом в дневнике Чуковского действительно есть острые оценки Горького, но это частные оценки конкретных недостатков, а не личности, как таковой. Кроме того, сам Чуковский изначально признавал, неадекватность своих дневниковых оценок –
«<…> я уже заранее стыжусь каждого своего неуклюжего выражения, <…> этой неискренности, которая проявляется в дневнике больше всего <…>»[3]. Впоследствии он на многие вещи пересмотрел свои взгляды, и признал, что не все его оценки того времени были объективны.
Именно необъективность критических замечаний Чуковского вызвала в свое время неприязнь Блока к его творчеству:
«Блок относился с неприязнью к литературной деятельности Чуковского: <…> Полемизируя <…> со статьями Чуковского <…> Блок утверждает: «Чуковский – пример беспочвенной критики». Еще более резко высказывается он о Чуковском в своих «Записных книжках» того времени.
Через 46 лет <в 1963 г. – С.Ц.> в письме к исследователю биографии и творчества Блока – Д. Е. Максимову Чуковский вспоминал: «Что же касается нападок Блока на меня, то они были вполне закономерны: часто я писал отвратительно, вульгарно, безвкусно. И Блок, естественно, возмущался моими писаниями»[4].
К приведенным выше самокритичным воспоминаниям Чуковского примыкают и другие его записи разных лет:
«Все мои письма (за исключением некот. писем к жене), все письма ко всем – фальшивы, фальцетны, неискренни <…>»[5]. Из-за одного из писем Чуковского в 1922 г. даже состоялся крупный литературный скандал, когда А. Толстой, без ведома Чуковского, опубликовал на страницах «Литературного приложения» к газете «Накануне» (1922, 4 июня) его частное письмо, содержащее резкие критические отзывы о некоторых членах «Дома искусств»:
«В письме Чуковского были такие строки о Замятине: «Замятин очень милый человек, очень, очень – но ведь это чистоплюй, осторожный, ничего не почувствовавший»»[6]. И это было написано о человеке, с которым Чуковский поддерживал дружеские отношения.
Возвращаясь к Горькому, замечу, что О. Форш очень положительно относилась к нему и исключительно тепло отзывалась о нем в своих статьях
[7]. Постоянно цитируемый Барковым Штейнберг пишет об отношениях Форш и Горького следующее –
«Она умерла естественной смертью, в почете и славе. Не знаю, что случилось с Горьким. Чем кончилось единоборство Ольги Дмитриевны с ним? Однако перед нами пример явного союза между ними. Судя по письмам Горького, в особенности после ее пребывания на Капри, Алексей Максимович влюбился в уже стареющую Ольгу Дмитриевну. Но они разъехались. Решаюсь прибавить, однако, что и хорошо сделали»[8]. Вот только некоторые места из переписки Форш с Горьким:
«Часто вспоминаю, как хорошо было мне у вас и с вами. <…> будьте здоровы и напишите мне хорошее письмо»[9];
«Радуюсь, милый Алексей Максимович, что увижу вас. Только были бы здоровы и не откладывали свой приезд»[10];
«Письма же молодых, прилагаемые к рукописям, очень интересны. Тут говорят «своим языком». Один юнош вам советует – «Крепитесь, А<лексей> М<аксимович>, и крепите нас!» Лучше не придумать, – ставлю точку»[11];
«Радуюсь, что скоро к нам приедете, и хочу непременно с вами повидаться, Алексей Максимович»[12];
«Прошу вас, Алексей Максимович, поделитесь со мной в этом вопросе <Форш просит совета для написания книги «Женщины нашего Союза» – С.Ц.> вашим опытом. <…> Жду от вас ответа, дорогой Алексей Максимович, шлю вам и всей семье вашей мой привет»[13].
Как мы уже отмечали выше, последний год жизни Блока был отмечен атрофией воли к жизни. Его угнетало общение со многими людьми, причем не только с Горьким, но даже и с собственной матерью(!):
«Вечером мама с Книпович – очень тяжело»[14];
«Помоги мне, боже, быть лучше к маме»[15].
И тем не менее, 20 апреля 1921 г., прочтя начало дневника З. Н. Гиппиус в «Русской мысли» за январь-февраль 1921 г., Блок записывает следующую принципиальную оценку ее высказываний о Горьком:
«Это очень интересно, блестяще, большей частью, я думаю, правдиво, но – своекорыстно. <…> Это – правда, но только часть <подчеркнуто Блоком – С.Ц.>.
У Зинаиды Николаевны много скверных анекдотов о Горьком, Гржебине и др.»[16]. Эта запись неопровержимо свидетельствует, что Блок был против карикатурного изображения облика Горького черными красками, как это делают Гиппиус и Барков.
Существенно, что общественные пути Блока с Мережковским и Гиппиус разошлись намного раньше, когда его душевное состояние еще было в полном порядке. Вот характерная запись Блока, сделанная еще в период их хороших отношений –
«Одичание – вот слово; а нашел его книжный, трусливый Мережковский»[17]. Нелицеприятно характеризует Мережковского и Чуковский:
«Не могу забыть их собачьи голодные лица <…> им плевать, что все это у них прорепетировано заранее, – и меня просто затошнило от отвращения <…> но какие жадные голодные лица»[18];
«Зин. Гиппиус написала мне милое письмо – приглашая придти – недели две назад. Пришел днем. Дмитрий Сергеевич – согнутый дугою, неискреннее участие во мне – и просьба: свести его с Лунач<арским>! Вот люди! Ругали меня на всех перекрестках за мой якобы большевизм, а сами только и ждут, как бы к большевизму примазаться. Не могу ли я достать им письмо к Лордкепанидзе? Не могу ли я достать им бумагу – охрану от уплотнения квартир? Не могу ли я устроить, чтобы правительство купило у него право на воспроизведение в кино его «Павла», «Александра» и т.д.? Я устроил ему все, о чем он просил, потратив на это два дня. И уверен, что чуть только дело большевиков прогорит, – Мережк<овские> первые будут клеветать на меня»[19];
«Вчера мы решили вместе идти к Горькому <…> В конце концов мы пошли. Он, к[а]к старая баба, забегал во все лавчонки, нет ли дешевого кофею, в конце концов сел у Летнего сада на какие-[то] доски – и заявил, что дальше не идет»[20];
«– Корней Ив., вы не знаете, что делать, если у теленка собачий хвост? – А что? – Купили мы телятину, а кухарка говорит, что это собМЃачина. Мы отказались, а Грж[ебин] купил. И т.д.
Он ведет себя демонстративно-обывательски»[21];
«Был сегодня у Мережковского. Он повел меня в темную комнату, посадил на диванчик и сказал:
– Надо послать Луначарскому телеграмму о том, что «Мережковский умирает с голоду. Требует, чтобы у него купили его сочинения. Деньги нужны до зарезу».
Между тем не прошло и двух недель, как я дал Мережковскому пятьдесят шесть тысяч, полученных им от большевиков за «Александра», да двадцать тысяч, полученных Зинаидой Н. Гиппиус. Итого 76 тысяч эти люди получили две недели назад. И теперь он готов унижаться и симулировать бедность, чтобы выцара[па]ть еще тысяч сто»[22].И наконец совершенно уничижительная характеристика:
«Был Мережковский. Он в будущий четв. едет вон из Петербурга – помолодел, подтянулся, горит, шепчет, говорит вдохновенно: «Все, все устроено до ниточки, мы жидов подкупили, мы…» <…> Тут подошел Немирович-Данченко и спросил Мережк[овского] в упор, громко – Ну что? Когда вы едете? – Тот засуетился… – Тш… тш… Никуда я не еду! Разве можно при людях! – Немирович отошел прочь <…>
Не дождавшись начала заседания – бойкий богоносец упорхнул»[23].
Не лучшим образом характеризует Мережковских Чуковский и в более поздних воспоминаниях:
«Эти богоискатели всю жизнь продавались кому-ниб. Я помню их, как они лебезили перед Сытиным, перед Румановым. Помню скандал, когда Суворинцы в «Нов. Вр.» напечатали их заискивающие письма к Суворину»[24].
На фоне подобных характеристик Мережковского заметки Блока о Горьком выглядят куда как более привлекательно:
«Чествование Горького во «Всемирной литературе». Хорошо»[25] <Подчеркнуто Блоком – С.Ц.>;
«В 6 час. вечера Горький читает в Музее города воспоминания о Толстом. – Это было мудро и все вместе, с невольной паузой (от слез) – прекрасное, доброе, увлажняет ожесточенную душу»[26];
«Люба пошла в Городскую думу за бумагой о квартире. Горький нежно сказал мне, что все устроилось <…>»[27].
Оценивая отношения Блока к Горькому стоит учесть и мнение матери Блока
«чья духовная близость с сыном общеизвестна»[28]. Как отмечает Д. Максимов, –
«А. А. Кублицкая-Пиоттух, мать Блока, писала в одном из писем 1919 г.: «Часто видится <Блок> с Горьким. Отношения, кажется, хорошие». Тогда же она констатировала: «На днях чествовали Горького – пятидесятилетие его <…> Саша произнес ему приветствие прекрасное <…> Наконец-то они сговорились и в некоторой степени оценили друг друга»[29].
В августе 1919 г. Блок подарил Горькому – наряду с другими своими книгами – книгу статей «Россия и интеллигенция». Надпись Блока на этой книге заканчивается словами
«С глубоким уважением и преданностью Ал. Блок VIII, 1919»[30].
Вздорность резких оценок Горького Буниным мы уже достаточно подробно разбирали ранее. Что касается супружеской пары Мережковский-Гиппиус, по характеристике современников отличавшейся высокомерием и нетерпимостью в своих оценках, то их личная частная оценка Горького имела так же мало значения для Булгакова, как и мнения Бунина и Вересаева. Тем более, что Мережковский и Гиппиус конфликтовали не персонально с Горьким, а со всеми писателями, принявшими советскую власть, в т.ч. и с Блоком. Так что же, Булгаков должен был изменить свое мнение и о Блоке?!! Тем более, что оценки Блока Зинаидой Гиппиус грешили сусальной лакировкой:
«Великая радость в том, что я хочу прибавить.
Мои глаза не видали Блока последних лет. Но есть два-три человека, глазам которых я верю, как своим собственным <…>
<…> Блок, в последние годы свои, уже отрекся от всего. Он совсем замолчал, не говорил почти ни с кем, ни слова. Поэму свою «Двенадцать» – возненавидел, не терпел, чтоб о ней упоминали при нем. Пока были силы – уезжал из Петербурга до первой станции, там где-то проводил целый день, возвращался, молчал. Знал, что умирает. Но – говорили – он ничего не хотел принимать из рук убийц. Родные, когда он уже не вставал с постели, должны были обманывать его. Он буквально задыхался, – и задохнулся.
Подробностей не коснусь. Когда-нибудь, в свое время, они будут известны. Довольно сказать здесь, что страданьем великим и смертью он искупил не только всякую свою вольную и невольную вину, но, может быть, отчасти позор и грех России»[31].
Сия возвещенная Гиппиус благая весть душещипательна, возвышенна и до боли напоминает как высмеянные Булгаковым россказни Шервинского о явлении прослезившегося монарха, так и проповеди диакона Кураева о предсмертном прозрении Булгакова. Но если бы Гиппиус не поленилась коснуться реальных фактов, а не сомнительных сплетен, она бы могла заметить, что сообщенные ею сведения об отречении Блока не соответствуют действительности. Об этом неопровержимо свидетельствуют собственные записи Блока –
25 мая 1921 г. Блок пометил в своем дневнике:
«Чуковский написал обо мне книгу и читал ряд лекций. Отсюда – наше сближение»[32]. «На страницах книги Чуковского мы читаем: «В «Двенадцати» высший расцвет его творчества, которое – с начала до конца – было как бы приготовлением к этой поэме <…> Я назвал его поэму «Двенадцать» гениальной. Блок для моего поколения – величайший из ныне живущих поэтов. Вскоре это будет понято всеми». (Написано еще при жизни Блока)»[33].
Высокую оценку книге Чуковского дала и мать Блока –
«<…> в целом написано необычайно талантливо и сказаны об Александре Александровиче поистине драгоценные вещи»[34].
Наконец, нет ни малейших оснований подозревать в недобросовестности самого Корнея Ивановича, записавшего 12 января 1921 г. в своем дневнике следующие слова Блока:
«Был я третьего дня у Блока <…>
«Мой Христос в конце «Двенадцати», конечно, наполовину литературный, – но в нем есть и правда. Я вдруг увидал, что с ними Христос – это было мне очень неприятно – И я нехотя, скрепя сердце – должен был поставить Христа»[35]. Эта запись Чуковского перекликается с более ранней записью 1919 г. –
«Гумилев читал о «Двенадцати» – вздор <…> Блок слушал, как каменный <…> Когда кончилось, он сказал очень значительно, с паузами: мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Но он цельный, не приклеенный. Он с поэмой одно целое. Помню, когда я кончил, я задумался: почему же Христос? И тогда же записал у себя: «к сожалению, Христос. К сожалению, именно Христос»»[36].
Как известно, первоначально Блок отнесся к Чуковскому очень отрицательно, и именно книга и лекции Чуковского о Блоке послужили их тесному сближению в последние годы жизни поэта. Эту эволюцию их взаимоотношений Чуковский подчеркивал и годы спустя –
«Надо писать о Блоке. Как нежно любил он меня в предсмертные годы, цеплялся за меня, посвящал мне стихи, писал необычайно горячие письма – и как он ненавидел меня в 1908-1910»[37].
По свидетельству Чуковского, Блок
«до конца не изменил революции <…> Он разочаровался не в революции, но в людях: их не переделать никакой революцией»[38]. Таким образом, россказни Гиппиус об отречения Блока от своего творчества являются, попросту говоря, случаем обыкновенного вранья.
Характерно, что о самой Гиппиус мнения современников были крайне противоречивы. Вот наблюдение В. Н. Муромцевой, жены И.А.Бунина:
«Про Гиппиус говорили – зла, горда, умна, самомнительна. Кроме «умна», все неверно, то есть, может быть, и зла, да не в той мере, не в том стиле, как об этом принято думать. Горда не более тех, кто знает себе цену. Самомнительна – нет, нисколько в дурном смысле. Но, конечно, она знает свой удельный вес…»[39]. А вот мнение К. Чуковского, высказанное по поводу воспоминаний З. Гиппиус «Дмитрий Мережковский» –
«<…> холодное, безлюбое сердце <…> книга-кадавр З. Гиппиус»[40].
Подобные полярные оценки можно найти в мемуарной литературе о любом общественном или культурном деятеле, потому-то подобные Баркову недобросовестные исследователи всегда имеют полную возможность представить облик любого человека в нужном им свете, не задаваясь проблемой адекватного синтеза всего спектра представленных о нем мнений современников.Барков очень злобно проходится по Горькому и его недостаткам, но какое право у него право на такие высокомерные суждения? Разве он сам настолько безгрешен? Разве он, в отличие от Горького, не работал непосредственно в преступной по его же собственным словам системе ОГПУ-НКВД-КГБ? Можно ли поверить, что полковник КГБ Альфред Барков никогда не лицемерил в разговорах с сослуживцами, соседями и друзьями, а также в выступлениях на политинформациях и партсобраниях? В этом случае его бы никогда не взяли в Систему, да и к получению генеральского звания никогда бы не представили. Поэтому несомненно, что так же, как и Горький, Барков лгал окружающим. Но Горький, как подтверждают записи К. Чуковского, хотя бы каялся в этом. Откуда же такое праведное пафосное обличение Баркова? Да, Горький не безгрешен. Но кто без греха? И по крайней мере не Горький путем подлости и обмана пробился на литературный Олимп, а подлость и обман подлостью же и обманом привлекли его на свою сторону, как выдающегося общественного и художественного деятеля того времени.
__________________________________________________________
[1] Чуковский К. И. Дневник (1901-1929), запись от 18.04.1919. – 2-е изд., испр. – М.: Совр. писатель, 1997, с. 109.
[2] Чуковский К. И. Дневник (1930-1969), запись июнь 1936. – 2-е изд., испр. – М.: Совр. писатель, 1997, с. 142.
[3] Чуковский К. И. Дневник (1901-1929), запись от 24.02.1901. – 2-е изд., испр. – М.: Совр. писатель, 1997, с. 9.
[4] Александр Блок. Новые материалы и исследования // Литературное наследство. Т. 92: Кн. 2. – М.: Наука, 1981, с. 232.
[5] Чуковский К. И. Дневник (1901-1929), запись от 03.02.1925. – 2-е изд., испр. – М.: Совр. писатель, 1997, с. 323.
[6] Чуковская Е. Ц. Комментарии //
Чуковский К. И. Дневник (1901-1929). – 2-е изд., испр. – М.: Совр. писатель, 1997, с. 496.
[7] Форш О. А. М. Горький и молодые писатели. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. – М.-Л.: Худож. лит., 1964, с. 577-581.
[8] Штейнберг А. Друзья моих ранних лет. – Издательство "Синтаксис", Париж, 1991. –
http://nivat.free.fr/livres/stein/04.htm[9] Письмо О. Форш к М. Горькому от 26.04.1929 // Литературное наследство. Т. 70: Горький и советские писатели. Неизданная переписка. – М.: Изд. АН СССР, 1963, с. 607.
[10] Письмо О. Форш к М. Горькому от 12.05.1930, там же, с. 608.
[11] Письмо О. Форш к М. Горькому от 30.11.1930, там же, с. 610.
[12] Письмо О. Форш к М. Горькому от 02.04.1933, там же, с. 612.
[13] Письмо О. Форш к М. Горькому от 03.04.1936, там же, с. 613.
[14] Блок А. Записные книжки 1901-1920, запись от 10.11.1919. – М.: Худож. лит., 1965, с. 480.
[15] Там же, запись от 27.11.1920, с. 508.
[16] Блок А. А. Дневник, запись от 20.04.1921. – М.: Сов. Россия, 1989, с. 344.
[17] Блок А. Записные книжки 1901-1920, запись от 10.11.1915. – М.: Худож. лит., 1965, с. 277.
[18] Чуковский К. И. Дневник (1901-1929), запись от 21.02.1917. – 2-е изд., испр. – М.: Совр. писатель, 1997, с. 74.
[19] Там же, запись от 15.10.1918, с. 93.
[20] Там же, запись от 22(24?).02.1919, с. 100.
[21] Там же, запись от 05.03.1919, с. 101.
[22] Там же, запись от 09.07.1919, с. 114.
[23] Там же, запись от 11.12.1919, с. 134-135.
[24] Чуковский К. И. Дневник (1930-1969), запись от 21.08.1946. – 2-е изд., испр. – М.: Совр. писатель, 1997, с. 172.
[25] Блок А. Записные книжки 1901-1920, запись от 30.03.1919. – М.: Худож. лит., 1965, с. 454.
[26] Там же, запись от 19.07.1919, с. 467.
[27] Там же, запись от 25.07.1919, с. 468.
[28] Чуковская Е. Ц. Блок в архиве Чуковского // Александр Блок. Новые материалы и исследования // Литературное наследство. Т. 92: Кн. 4. – М.: Наука, 1981, с. 316.
[29] Максимов Д. Поэзия и проза Ал. Блока. – Л.: Сов. Писатель, 1975, с. 519
[30] Крюкова А. М. Блок и Горький // Александр Блок. Новые материалы и исследования // Литературное наследство. Т. 92: Кн. 4. – М.: Наука, 1981, с. 237.
[31] Гиппиус З. Живые лица. Воспоминания. – Тбилиси: Мерани, 1991, с. 36.
[32] Блок А. А. Дневник. – М.: Сов. Россия, 1989, с. 347.
[33] Александр Блок. Новые материалы и исследования // Литературное наследство. Т. 92: Кн. 2. – М.: Наука, 1981, с. 233.
[34] Там же, с. 233.
[35] Чуковский К. И. Дневник (1901-1929), запись от 12.01.1921. – 2-е изд., испр. – М.: Совр. писатель, 1997, с. 155-156.
[36] Там же, запись от 05.07.1919, с. 113-114.
[37] Чуковский К. И. Дневник (1930-1969), запись от 26.12.1956. – 2-е изд., испр. – М.: Совр. писатель, 1997, с. 244.
[38] Чуковский К. И. Александр Блок как человек и поэт. Собр. соч.: В 2 т. Т. 2. – М.: Правда, 1990, с. 404.
[39] Орлов В. Зинаида Гиппиус: Поэт, показавший себя своенравно и дерзко. –
http://www.litwomen.ru/autogr20.html[40] Чуковский К. И. Дневник (1930-1969), запись от 20.01.1961. – 2-е изд., испр. – М.: Совр. писатель, 1997, с. 299.