Сейчас скажу ересь. А может быть, Маргарита - никакой не идеал женственности? Может быть, за это она мне и нравится? Лично я никогда особенно не любила кисейных барышень в кружевах...
Видимо кто-то из нас неправильно понимает слово "женственность". Для меня женщина ""женственна", а мужчина "мужествен", если они ведут себя соответственно своему полу. Что хорошо для одного, бывает плохо для другого.
Откуда Вы взяли, что кисейные барышни в кружевах "женственны"? Жеманны, возможно. Но женственны? - Никоим образом. Разве что с точки зрения нежных и заботливых мужчин, у которых впрочем уже есть любовники.
Согласно современным словарям, женственность это этическая категория, описывающая совокупность качеств, ожидаемых от некой идеальной женщины. В разные века культивировалось разная трактовка этого понятия. И в принципе для кого-то это именно кисейные барышни.
Поскольку женственность не существует сама по себе, в отрыве от представления общества о ней, название данной темы можно трактовать только как вопрос о том можно ли считать именно поведение Маргариты идеалом женственности, а не как вопрос о том соответствует ли сама Маргарита неким, неизвестно кем установленным идеалам оной.
С моей точки зрения Маргарита вполне может быть названа идеалом женственности, что разумеется не означает, что молодые маргариты должны строить по ней свою жизнь. «Умница Маргарита» (авторская характеристика[1]) продолжает галерею светлых классических образов русских женщин. Со светлыми Мадоннами русской классики у нее общее, прежде всего то, что она Женщина, – жертвенно-благородная, одновременно гордая и смиренная, возвышенная и мечтательная. Маргарита во всех жизненных ситуациях ведет себя так же, как и женщины 19-го века, не испытавшие на себе влияния современного феминизма, и в этом и состоит «классичность» ее образа. Так же как жены декабристов, она мужественно готова на любые испытания ради спасения и поддержки любимого человека, и без колебаний бросает свой житейски благополучный мир, чтобы до конца пройти тернистый путь со своим избранником…
Интересную мысль о возможных духовных истоках образа Маргариты высказывает В. Сахаров:
«<…> поскольку булгаковский роман разворачивается как Евангелие <…>, то истоки образа Маргариты стоит искать там же – в Священном писании. А сквозной образ всех канонических Евангелий – это исцеление, спасение и духовное возрождение грешницы, которая «возлюбила много».
<…> это путь Марии Магдалины, падшей и возрождающейся грешницы, какой она живет в народном представлении. Ради Мастера и его правдивой, пророческой книги она стала ведьмой и вступила в союз с самыми темными силами.<…> верная, любящая, страстная, грешная Маргарита давно отделилась от своих многочисленных прототипов и живет в булгаковском романе и сознании его читателей сама по себе, увлекая, удивляя и восхищая. Ей веришь»[2].
_________________________________________________________
[1] Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. Избр. произв.: В 2 т. Т. 2. – К.: Дніпро, 1989, с. 585.
[2] Сахаров В. «Мастер и Маргарита» М. Булгакова: прощание и полёт. – http://www.kritika.nl/master_i_margarita.htm