Помощь · Поиск · Пользователи · Календарь
Полная версия этой страницы: Маргарита, как идеал женственности
Форум на bulgakov.ru > Творчество Михаила Булгакова > "Мастер и Маргарита"
Страницы: 1, 2, 3
tsa
Цитата(Brunhild @ 27.2.2009, 23:34) *
Сейчас скажу ересь. А может быть, Маргарита - никакой не идеал женственности? Может быть, за это она мне и нравится? Лично я никогда особенно не любила кисейных барышень в кружевах...

Видимо кто-то из нас неправильно понимает слово "женственность". Для меня женщина ""женственна", а мужчина "мужествен", если они ведут себя соответственно своему полу. Что хорошо для одного, бывает плохо для другого.

Откуда Вы взяли, что кисейные барышни в кружевах "женственны"? Жеманны, возможно. Но женственны? - Никоим образом. Разве что с точки зрения нежных и заботливых мужчин, у которых впрочем уже есть любовники.

Согласно современным словарям, женственность это этическая категория, описывающая совокупность качеств, ожидаемых от некой идеальной женщины. В разные века культивировалось разная трактовка этого понятия. И в принципе для кого-то это именно кисейные барышни.

Поскольку женственность не существует сама по себе, в отрыве от представления общества о ней, название данной темы можно трактовать только как вопрос о том можно ли считать именно поведение Маргариты идеалом женственности, а не как вопрос о том соответствует ли сама Маргарита неким, неизвестно кем установленным идеалам оной.

С моей точки зрения Маргарита вполне может быть названа идеалом женственности, что разумеется не означает, что молодые маргариты должны строить по ней свою жизнь. «Умница Маргарита» (авторская характеристика[1]) продолжает галерею светлых классических образов русских женщин. Со светлыми Мадоннами русской классики у нее общее, прежде всего то, что она Женщина, – жертвенно-благородная, одновременно гордая и смиренная, возвышенная и мечтательная. Маргарита во всех жизненных ситуациях ведет себя так же, как и женщины 19-го века, не испытавшие на себе влияния современного феминизма, и в этом и состоит «классичность» ее образа. Так же как жены декабристов, она мужественно готова на любые испытания ради спасения и поддержки любимого человека, и без колебаний бросает свой житейски благополучный мир, чтобы до конца пройти тернистый путь со своим избранником…

Интересную мысль о возможных духовных истоках образа Маргариты высказывает В. Сахаров:
«<…> поскольку булгаковский роман разворачивается как Евангелие <…>, то истоки образа Маргариты стоит искать там же – в Священном писании. А сквозной образ всех канонических Евангелий – это исцеление, спасение и духовное возрождение грешницы, которая «возлюбила много».
<…> это путь Марии Магдалины, падшей и возрождающейся грешницы, какой она живет в народном представлении. Ради Мастера и его правдивой, пророческой книги она стала ведьмой и вступила в союз с самыми темными силами.<…> верная, любящая, страстная, грешная Маргарита давно отделилась от своих многочисленных прототипов и живет в булгаковском романе и сознании его читателей сама по себе, увлекая, удивляя и восхищая. Ей веришь»
[2].
_________________________________________________________
[1] Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. Избр. произв.: В 2 т. Т. 2. – К.: Дніпро, 1989, с. 585.
[2] Сахаров В. «Мастер и Маргарита» М. Булгакова: прощание и полёт. – http://www.kritika.nl/master_i_margarita.htm
tsa
Цитата(ержан урманбаев @ 1.3.2009, 2:31) *
Роман "Мастер и Маргарита"- это реквием по России. Так он был задуман и реализован М.А.Булгаковым.

Вы ошибаетесь. Никогда Михаил Булгаков не задумывал и не писал подобного романа. Ни одного доказательства Вашей правоты Вы до сих пор не смогли представить, только печальные ассоциации, навеянные на Вас романом. Но ассоциация не есть доказательство: одному чудится, что грузовик набит трупами, другому - свиными тушами, третьему - живыми людьми. И что?

Нельзя подгонять чужой роман под свои ассоциации. У Вас они одни, у диакона Кураева - другие, у Альфреда Баркова - третьи. Но у всех у Вас есть нечто общее: все Ваши ассоциации безумно далеки от смысла, вложенного Булгаковым в свой роман.
tsa
Цитата(ержан урманбаев @ 3.3.2009, 3:49) *
А в эпизоде когда ей снится барак откуда выходит мастер, какую работу она могла делать? Что за женственный рай в мечтах представляет себе во сне Маргарита?.. Что за будуар?

Маргарите снится сон, снится место ссылки Мастера. Понятно, что если бы она знала, где находится это место и могла поехать туда к Мастеру, она бы нашла себе чем там заняться. Но...

Но какое отношению к содержанию романа имеют бессмысленные слова "женственный рай"? И при чем здесь "будуар"? Хотя слово красивое, звучное не спорю. Хотя, например, бордель звучит не хуже. И главное, при чем здесь слово "мечты"? Неужели же скорбные сны женщин о разлученных с ними любимых людях следует выспренне именовать мечтами? Тогда получается, что самые мечтательные люди живут при тиранических режимах. Свежо предание, да верится с трудом.
Brunhild
Цитата(tsa @ 3.3.2009, 17:56) *
Так же как жены декабристов, она мужественно готова на любые испытания ради спасения и поддержки любимого человека, и без колебаний бросает свой житейски благополучный мир, чтобы до конца пройти тернистый путь со своим избранником…

Такое поведение и мужчине не помешает (мягко говоря). Но делает ли оно его женственным?
tsa
Цитата(Brunhild @ 3.3.2009, 18:08) *
Такое поведение и мужчине не помешает (мягко говоря). Но делает ли оно его женственным?

О чем Вы и к чему?

Мало что (мягко говоря) взятое у Ж(М) не повредит М(Ж). Например, чем плох "жертвенно-благородный, одновременно гордый и смиренный, возвышенный и мечтательный" мужчина, этакий душка Дубровский или Жан Сбогар? И что с того? Где глубина Вашей мысли? Не понимаю. Тем более, повторяю, все относительно, и теоретически у Вас есть шанс дождаться. что кисейность объявят главным признаком женственности. Но во время действия романа и в наше время это пока еще не так.

P.S. Я собственно даже не убежден, найдется ли какое положительное человеческое качество, как личности, которое нельзя приписать и противоположному полу в том же положительном значении без всякого переноса на него свойств другого пола.
Brunhild
Цитата(tsa @ 3.3.2009, 19:22) *
Я собственно даже не убежден, найдется ли какое положительное человеческое качество, как личности, которое нельзя приписать и противоположному полу в том же положительном значении без всякого переноса на него свойств другого пола.

Вот и я о том же самом. Тогда вообще, что это за понятие - "женственность", если эта женственность состоит из положительных свойств, равно украшающих и тот и другой пол?
Может быть, Маргариту лучше было бы назвать не идеалом женственности, а образцом человечности?
tsa
Цитата(Brunhild @ 3.3.2009, 20:31) *
и я о том же самом. Тогда вообще, что это за понятие - "женственность", если эта женственность состоит из положительных свойств, равно украшающих и тот и другой пол?

Вам, как женщине, конечно виднее. Но ведь "женственность" это не только духовные свойства личности. Тот же Булгаков, например, писал - «Эх, слепил господь бог игрушку – женские глаза!..» А Мастер явно любовался ножками Маргариты. Может быть где-то в женщине эта таинственная женственность и прячется? rolleyes.gif Но... Кому нужна самая высококачественная женственность, если нет чести, верности, любви и т.д., то есть некой обязательной духовной базы? о же справедливо и для мужественности, так что нет ничего удивительного, что духовные требования на философском уровне совпадают.

Цитата(Brunhild @ 3.3.2009, 20:31) *
Может быть, Маргариту лучше было бы назвать не идеалом женственности, а образцом человечности?

Не надо, самым человечным человеком был провозглашен Ленин и бог с ним. И еще: я не против обсуждения Маргариты в разрезе названия данной темы. Но тема одно, а человек - другое. Я против того, чтобы провозглашать Маргариту образцом или идеалом женственности. Это не более осмысленно, чем выбрать и провозгласить идеал драгоценного камня, поскольку прекрасен любой драгоценный камень по определению. Поэтому Маргарита не образец, а один из многих образцов женственности в русской и мировой литературе.
Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.