Цитата(Пьерро @ 13.9.2008, 1:17)
P.S. Был бы Воланд Афранием - не стал бы выбрасывать перстень Пилата!
Именно, что и выбрасил бы. Ибо дело сделано и он ему на фиг не нужен ни с какой стороны.
Цитата(Пьерро @ 13.9.2008, 1:17)
Он не целка, не моралист, упаси боже. Да, мелкие пакости ему претят. Да, противны бесспорно. Но настоящие преступления он любит!
Вы прямо с духом Булгакова видимо общаетесь. У меня таких данных нет, что Воланд любит "настоящие преступления". Булгаков ничего не пишет об этом в романе. Если Воланд и "любит" их, то не более, чем господь бог, столь же равнодушно взирающий на людские страдания, которые мог бы прекратить вырвав пару волосков из бороды или еще там чего.
Цитата(Пьерро @ 13.9.2008, 1:17)
Он ежегодный бал собирает. Отменный букет отпетых мерзавцев. Весело!
Может быть Вам и весело, а вот у участников веселье какое-то тоскливое.
Цитата(Пьерро @ 13.9.2008, 1:17)
Но Никанора Ивановича Босого на этом балу никогда не будет. И буфетчика не будет.
Откуда такой пессимизм? Ваши любимые герои будут там в числе первых, читайте внимательнее роман:
Совсем не случайно в романе все подонки богобоязненны. В этом проявилось отвращение Булгакова к внешней религиозности православных «образованцев». Их покаяние только кажущееся:
«<…> Босой раскаивается и отрекается от своего прошлого… но только во сне, <…> вернувшийся к исполнению прежних обязанностей и оставшийся хапугой и грубияном Никанор Иванович из своего сновидения вынес только необъяснимую ненависть к артисту Куролесову <…>»[1].
Вот описание уникально и глубоко кающегося Никанора Ивановича в черновиках самой первой редакции 1928-1929 гг. (здесь он именуется Поротым):
«– Полон я скверны был, – мечтательно заговорил Поротый, строго и гордо, – людей и Бога обманывал, но с ложью не дорогами ходишь, а потом и споткнешься. В тюрьму сяду с фактическим наслаждением»;
«Шатаясь, с мертвыми глазами, налитыми темной кровью, Никанор Иванович Босой, член кружка «Безбожник», положил на себя крестное знамение и прохрипел:
– Никогда валюты в руках не держал, товарищи, Богом клянусь!
И тут супруга Босого, что уж ей попритчилось, кто ее знает, вдруг воскликнула: – Покайся, Иваныч!
Чаша страдания ни в чем не повинного Босого (он, действительно, никогда в руках не держал иностранной валюты) переполнилась, и он внезапно ударил свою супругу кулаком по лицу, отчего та разроняла битки по полу и взревела»[2].
Булгаков живописует лжепокаяние Вашего любимого героя весьма жестко. Напомню Вам его характеристику Булгаковым:
«страшный Босой»[3].
«Скорее всего, первоначально Никанор Иванович Босой должен был быть фигурой более зловещей, – не только взяточником, но и вымогателем и доносчиком, возможно, игравшим по отношению к Мастеру ту же роль, которая в окончательном тексте досталась Алоизию Могарычу»[4].
То, что Вашего любимого положительного героя-вымогателя Булгаков действительно ставил на одну доску с предателем и доносчиком Алоизием Могарычом подтверждается собственноручной надписью Булгакова на подаренной им 16 мая 1939 г. Елене Сергеевне фотографии:
«Булгаков надписал жене фотографию, где он глядит в невидимую зрителю даль, и лицо его нахмурено, жестковато и, пожалуй, мужественно-безнадежно: «Вот как может выглядеть человек, возившийся несколько лет с Алоизием Могарычем, Никанором Ивановичем и прочими. <…>»»[5].
В черновых редакциях сохранились строки, однозначно свидетельствующие о неприкрытой мерзости Вашего любимца
[6]:
«Вовсе не потому, что москвич Босой знал эти места, был наслышан о них, нет, просто иным каким-то способом, кожей, что ли, Босой понял, что его ведут для того, чтобы совершить с ним самое ужасное, что могут совершить с человеком, – лишить свободы.
Босой Никифор Иванович был тупым человеком, это пора признать. Он не был ни любопытен, ни любознателен. Он не слушал музыки, не знал стихов. Любил ли он политику? Нет, он терпеть не мог ее. Как относился он к людям? Он их презирал и боялся. Любил смешное? Нет. Женщин? Нет. Он презирал их вдвойне. Что-нибудь ненавидел? Нет. Был жесток? Вероятно. Когда, при нем избивали, скажем, людей, а это, как и каждому, Босому приходилось нередко видеть в своей однообразной жизни, он улыбался, полагая, что это нужно.
Лишь только паскудная в десять человеческих ростов стена придвинулась к глазам Босого, он постарался вспомнить, что он любил. И ничего не вспомнил, кроме клеенчатой скатерти на столе, а на этой клеенке тарелку, а на тарелке голландскую селедку и плавающий в мутной жиже лук <…>»Ответьте на прямой вопрос, почему Вам так мил и дорог человек, который:
• туп;
• не любопытен;
• не любознателен;
• не слушает музыки;
• не знает стихов;
• не может терпеть политику;
• презирает и боится людей;
• не любит смешное;
• вдвойне презирает женщин;
• жесток;
• улыбается, когда при нем избивают людей;
• не любит ничего, кроме голландской селедки и плавающего в мутной жиже лука.
Отрицательное отношение Булгакова к Вашему любимому персонажу объясняется очень просто:
«Босой <…> – один из ненавистной Булгакову категории чиновников. В 1921-1934 годах писатель был озабочен поисками жилья, и фигура домоуправа, «выжиги и плута», характерна для его творчества в целом <…>»[7]________________________________________________________
[1] Соколов Б. В. Булгаков: Энциклопедия. – М.: Алгоритм, 2003, с. 338.
[2] Булгаков М. А. Великий канцлер. Князь тьмы. Сб. всех наиболее значимых редакций романа «Мастер и Маргарита». – М.: Гудьял-Пресс, 2000, с. 24, 116.
[3] Булгаков М. А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 7. Мастер и Маргарита: Черновые редакции. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004, с. 325.
[4] Соколов Б. В. Булгаков: Энциклопедия. – М.: Алгоритм, 2003, с. 390.
[5] Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. – М.: Книга, 1988, с. 461.
[6] Булгаков М. А. Великий канцлер. Князь тьмы. Сб. всех наиболее значимых редакций романа «Мастер и Маргарита». – М.: Гудьял-Пресс, 2000, с. 133.
[7] Мягков Б. Комментарии //
Булгаков М. А. Избранные произведения: В 2 т. Т. 2.: Романы. – М.: РИПОЛ классик, 2004, с. 820.
Впрочем, я не совсем точен, ведь у Вас два любимца-христианина Босой и буфетчик. Ну что ж, посмотрим на второго:
«Отчаянный крик. Мяуканье кошки. Шажки быстрые, дробные, вниз, вниз, вниз!
<…> Крестясь и что-то бормоча, пролетел печальный человек, без шляпы, с совершенно безумным лицом, исцарапанной лысиной и в совершенно мокрых штанах. Он начал рвать за ручку выходную дверь, в страхе не соображая, куда она открывается – наружу или внутрь, – наконец совладал с нею и вылетел на солнце во двор»[1].
Вот, что крест животворящий делает! Обратите внимание, как тонко и умно высмеивает Булгаков наивную веру религиозных образованцев в охренительную охранительную силу крестного знамения: Как говорится: «Вы все еще хотите перекреститься? Тогда мы идем к вам!»
Итак буфетчик для Вас положительный персонаж! Не важно, что он сволочь и осетрина у него второй свежести, зато он «богобоязнен», и от Воланда его «коробит», – значит «наш». Это правило отличения «своего» от «чужого» оспорить невозможно, действительно в романе все подонки богобоязненны. И в этом истинное отношение Булгакова к внешней религиозности подобных святош. Вспомним характеристику богобоязненного буфетчика в черновиках:
«Если ему приходилось платить восемь копеек в трамвае, он вздыхал так, что на него оборачивались»[2]. А чего стоит характеристика его «мужественного» возвращения за шляпой? –
«Поборов усилием жадности страх, буфетчик нажал кнопочку <…>»[3].
_____________________________________________________________
[1] Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. Избр. произв.: В 2 т. Т. 2. – К.: Дніпро, 1989, с. 530.
[2] Там же, с. 26.
[3] Там же, с. 30.
Цитата(Пьерро @ 13.9.2008, 1:17)
А перстень Пилата подареный Афранию - это ценный предмет в коллекции.
Еще одна сплетня агентства ОБС? Ответственно Вам заявляю: нет у Воланда никакой коллекции подобных артефактов. Для вечно живущего она к тому же и бессмысленна.