Изображая В. б. у с., Булгаков учитывал и традиции русского символизма, в частности "Северной" первой симфонии А. Белого. В. б. у с. назван "весенним балом полнолуния, или балом ста королей", у Белого же в надмирности в связи с вознесением королевны на небо устраивается пир почивших северных королей. Многие детали роскошного бассейна на В. б. у с. заимствованы из третьей симфонии А. Белого, "Возврата", где описан мраморный бассейн московских бань, украшенный чугунными изображениями морских обитателей.
В. б. у с., помимо симфоний А. Белого, имеет своим источником произведение еще одного автора, близкого к символистам. Это пьеса Леонида Андреева (1871-1919) "Жизнь человека" (1907), с успехом поставленная во МХАТе. Здесь на сцене постоянно присутствует безмолвствующий (он произносит речи лишь в прологе и эпилоге) Некто в сером, именуемый Он - олицетворение Рока, Судьбы или "князя тьмы". У Булгакова ему подобен Воланд в сцене В. б. у с. Главные же герои "Жизни человека" - Человек и Жена очень напоминают Мастера и Маргариту. Человек - это творческая личность, чья жизнь проходит перед зрителями от рожденья до смерти, познающий и бедность, и богатство, но всегда любимый своей Женой. Идея В. б, у с. могла родиться из следующего диалога: Человек .... Вообрази, что это - великолепный, роскошный, изумительный, сверхъестественный, красивый дворец.
Жена Вообразила.
Человек Вообрази, что ты - царица бала.
Жена Готово.
Человек И к тебе подходят маркизы, графы, пэры. Но ты отказываешь им и избираешь этого, как его - в трико. Принца. Что же ты?
Жена Я не люблю принцев.
Человек Вот как! Кого же ты любишь?
Жена Я люблю талантливых художников.
Человек Готово. Он подошел. Боже мой, но ведь ты кокетничаешь с пустотой? Женщина!
Жена Я вообразила.
Человек Ну ладно. Вообрази изумительный оркестр. Вот турецкий барабан:
бум-бум-бум!...
Жена Милый мой! Это только в цирке собирают публику барабаном, а во дворце...
Человек Ах, черт возьми! Перестань воображать. Воображай опять! Вот заливаются певучие скрипки. Вот нежно поет свирель. Вот гудит, как жук, толстый контрабас...
Жена Я царица бала."
И целая картина пьесы посвящена балу, который происходит "в лучшей зале обширного дома" внезапно разбогатевшего Человека. И этот же бал возникает в его памяти перед самой смертью.
В. б. у с., в частности, можно представить как плод воображения Маргариты, собирающейся покончить с собой. К ней как к царице (или королеве) бала подходят многие именитые вельможи-преступники, но всем Маргарита предпочитает своего возлюбленного - гениального писателя Мастера. Отметим, что В. б. у с. предшествует сеанс черной магии в похожем на цирк Театр Варьете, где в финале музыканты играют марш (а в произведениях этого жанра всегда велика роль именно барабанов).
Живые шахматные фигурки, которыми играют Воланд и Бегемот перед началом В. б. у с., скорее всего, возникли не без влияния повести известного экономиста-агрария Александра Васильевича Чаянова (1888-1937) "Венедиктов, или достопамятные события жизни моей" (1921). Эта книга, по свидетельству второй жены Булгакова Л. Е. Белозерской, была подарена писателю в 1926 г. художницей Н. А. Ушаковой (1899-1990), женой его друга Н. Н. Лямин (она иллюстрировала "Бенедиктова"). В повести Чаянова рассказчик носил фамилию Булгаков и очень напоминал хроникера-рассказчика первой редакции "Мастера и Маргариты", создававшейся в 1929-1930 гг. В повести Чаянова, как и в булгаковском романе, рассказывалось о посещении сатаной Москвы, только в начале XIX в.
Главный герой, Венедиктов, в клубе лондонских дьяволов наблюдает черную мессу и играет в живые карты: "Порнографическое искусство всего мира бледнело перед изображениями, которые трепетали в моих руках. Взбухшие бедра и груди, готовые лопнуть, голые животы наливали кровью мои глаза, и я с ужасом почувствовал, что изображения эти живут, дышат, двигаются у меня под пальцами. Рыжий толкнул меня под бок. Был мой ход. Банкомет открыл мне пикового валета - отвратительного негра, подвергавшегося какой-то похотливой судороге, я покрыл его козырной дамой, и они, сцепившись, покатились кубарем в сладострастных движениях, а банкомет бросил мне несколько сверкающих треугольников". Ставки в этой игре делались человеческими душами в виде золотых треугольников.
В своих "живых шахматах" Булгаков ориентировался также на "Легенду об арабском звездочете" из книги американского писателя Вашингтона Ирвинга (1783-1859) "Альгамбра" (1832), где астролог демонстрирует султану Абер Абусу живые шахматные фигурки, движение которых означает, что враги уже идут на подвластную султану Гранаду (область Испании, дольше всего удерживавшуюся арабами). Звездочет предлагает на выбор: или заставить врагов отступить без пролития крови, коснувшись фигурок тупым концом копья, или спровоцировать среди них кровавое побоище, коснувшись фигурок острием копья. Султан выбирает кровопролитие, и происходит кровавая резня среди людей, которых обозначают фигурки. Таким образом, шахматная партия Бегемота и Воланда связана с гражданской войной в Испании 1936-1939 гг., бедствия которой Маргарита видит тотчас же на хрустальном глобусе Воланда. Там "кусок земли, бок которого моет океан" - это Пиренейский полуостров, где под бдительным оком демона войны Абадонны воюют друг с другом республиканцы и сторонники монархии. Эта война как бы предопределена заранее (учитывая, что действие московской части романа происходит в 1929 г. - за 7 лет до ее фактического начала) живыми шахматами и глобусом сатаны. Можно предположить, что в шахматной партии Бегемота и Воланда решается и дальнейшая судьба Мастера и Маргариты.
Гости на Балу: алхимики, фальшивомонетчики, чародеи, государственные изменники, отравители, чернокнижники. Подходящая компания для дьявола! Читайте продолжение>>>