В уста Сокова вложены бессмертные в России слова об "осетрине второй свежести". Летом 1995 г. нам довелось прочесть объявление в одном из московских киосков: "Пиво второй свежести".
Эпизод, когда Соков узнаёт от Воланда и его свиты о своей болезни и близкой смерти, но отказывается от предложения потратить свои немалые сокровища, скопленные отнюдь не трудами праведными, а за счёт всё той же "осетрины второй свежести", на радости жизни, явно навеян книгой английского историка епископа Фредерика Фаррара "Жизнь Иисуса Христа" (1873), хорошо известной Булгакову (см.: Христианство).
Там излагалась рассказанная Иисусом Христом притча, которая "при всей своей краткости богата значением". Это - "маленькая притча о богатом глупце, который в своём жадном, до богозабвения самонадеянном своекорыстии намеревался делать то и другое, и который, совсем забывая, что существует смерть и что душа не может питаться хлебом, думал, что душе его надолго хватит этих "плодов", "добра" и "житниц" и что ей достаточно только "есть, пить и веселиться", но которому, как страшное эхо, прогремел с неба потрясающий и полный иронии приговор: "Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? (Лук., XII, 16-21) ".
А вот как выглядело предсказание, данное Сокову:
"…Умрёт он через девять месяцев, в феврале будущего года, от рака печени в клинике Первого МГУ, в четвёртой палате.
Буфетчик стал жёлт лицом.
- Девять месяцев, - задумчиво считал Воланд, - двести сорок девять тысяч… Это выходит круглым счётом двадцать семь тысяч в месяц? Маловато, но при скромной жизни хватит…
- Да я и не советовал бы вам ложиться в клинику, - продолжал артист, - какой смысл умирать в палате под стоны и хрип безнадёжных больных. Не лучше ли устроить пир на эти двадцать семь тысяч и, приняв яд, переселиться в другой мир под звуки струн, окруженным хмельными красавицами и лихими друзьями?"
У Булгакова с иронией обращается к Сокову не Бог, а дьявол, и, в отличие от героя евангельской притчи, буфетчик Театра Варьете - скуп и не наслаждается жизнью. Автор "Мастер и Маргариты", заменим Бога на дьявола, а богача-гедониста на жулика-скрягу, пародирует в истории Сокова евангельский сюжет.
Уже в ранней редакции Воланд предрекал Сокову смерть через год, но не назвал точной даты. Февраль будущего года как время смерти Сокова появился в тексте романа в январе 1940 года, также как и визит буфетчика к профессору Кузьмину. Смертельно больной писатель вывел здесь реального профессора В. И. Кузьмина, безуспешно лечившего его в конце 1939 года от наследственного нефросклероза. Называя февраль, Булгаков предсказывал собственную смерть, но ошибся на несколько дней: он умер 10 марта 1940 года (по хронологии "Мастер и Маргариты" смерть Сокова происходит за 10 лет до того - в феврале 1930 года).