Эпиграф: "Решительно скажу: едва/ Другая сыщется столица как Москва" - это искажённая реплика Фамусова из комедии Александра Грибоедова (1795-1829) "Горе от ума". Правильно должно было бы быть: "А, батюшка, признайтесь, что едва/ Где сыщется столица как Москва".
Грибоедовская Москва побудила автора "Мастера и Маргариты" сделать в романе символом московского мира Дом Грибоедова. В С. с. Булгаков даёт как бы четыре панорамы Москвы 1921-1923 гг., уподобляя фельетон киносценарию (тот же принцип применён в "Дьяволиаде"). Наблюдает автор С. с. Москву с крыши дома Э. К. Нирензее (Б. Гнездниковский пер., 10 - в этом доме помещалась редакция газеты "Накануне"). Отсюда же бросается на московскую мостовую главный герой "Дьяволиады" Коротков.
В С. с. зафиксировано постепенное улучшение столичного быта с развитием нэпа от момента прибытия Булгакова в Москву "в конце сентября 1921 года" (судя по записи в дневнике "Под пятой", сделанной 30 сентября 1923 года, это случилось 30-го числа) и до времени создания фельетона. Писатель заканчивает повествование на оптимистической ноте: "И, сидя у себя в пятом этаже, в комнате, заваленной букинистическими книгами, я мечтаю, как летом взлезу на Воробъёвы, туда, откуда глядел Наполеон, и посмотрю, как горят сорок сороков на семи холмах, как дышит, блестит Москва. Москва - мать".
Однако надежды на будущую цивилизованную жизнь не оправдались, и в позднейшем романе "Мастер и Маргарита" тот же московский пейзаж нарисован уже не столь радужно. А незадолго до смерти Булгаков признавался сестре Наде в своей нелюбви к Москве, оказавшейся для него скорее не матерью, а мачехой.