Виртуальная экскурсия по булгаковской Москве

18 августа 1922 года родился Ален Роб-Грийе, родоночальник нового романа

Булгаковская Энциклопедия
Я в восхищении!
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус.
Маэстро! Урежьте марш!



Энциклопедия
Энциклопедия
Булгаков  и мы
Булгаков и мы
Сообщество Мастера
Сообщество Мастера
Библиотека
Библиотека
От редакции
От редакции


1 2 3 4 5 6 Все

 



Назад   :: А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  П  Р  С  Т  Ф  Х  Ч  Ш  Ю  Я  ::  А-Я   ::   Печатная версия страницы

~ Новости литературы ~

18-08-2012 18 августа 1922 года родился Ален Роб-Грийе, родоночальник "нового романа"

Ален Роб-Грийе — французский прозаик, сценарист и кинорежиссёр, основной идеолог "нового романа", член Французской академии.

Ален Роб-Грийе родился 18 августа 1922 года. Окончил Национальный институт агрономии. Первый роман Роб-Грийе "Цареубийство" написан им в 1949 году и оставался неопубликованным до 1978 года.

В последующие два года Роб-Грийе работает инженером в Колониальном институте плодовых и цитрусовых, часто бывая в Марокко, Французской Гвиане, на Гваделупе и Мартинике. Возвратившись во Францию, в 1950 г. он пишет свой второй роман "Ластики" (рус. пер. "Резинки"), опубликованный в 1953 г.

Настоящий успех писателя связан с выходом в свет в 1953 году его следующего романа — "Соглядатай". Роман получил престижную премию Критики, что сопровождалось громким скандалом. Ряд газет опубликовал разгромные статьи, в которых говорилось, что книга заслуживает не престижной премии, а разбирательства в суде на предмет оскорбления общественной нравственности. Самому автору даже рекомендовали лечиться в психиатрической клинике. Однако, Роб-Грийе получил и широкую поддержку со стороны таких известных критиков, как Ролан Барт, Морис Бланшо. В защиту писателя высказались также Альбер Камю и Андре Бретон.

Благодаря их поддержке Роб-Грийе получает в журнале "Экспресс" колонку, в которой публикует серию из девяти статей под общим заглавием "Литература сегодня". Эти статьи, публиковавшиеся с октября 1955 по февраль 1956 года позже легли в основу программного сборника эссе "За новый роман", ставшего манифестом названного направления. Роб-Грийе становится рецензентом, а позже литературным директором издательства "Минюи". Под его руководством это издательство стало подлинным центром течения нового романа. А сам Роб-Грийе становится признанным главой движения, к которому примкнули Мишель Бютор, Натали Саррот, Маргерит Дюрас, Клод Симон, Робер Пенже. Роб-Грийе продолжает активно писать. Выходят его романы "В лабиринте" (1959), "Ревность" (1957). В начале 1960-х писатель активно включается в работу в кинематографе, сначала как сценарист, а позже и как плодовитый режиссёр.

В 1971—1995 гг. преподавал в Нью-Йоркском университете, затем вернулся во Францию и поселился в Кане.

В 1985 году Роб-Грийе снова шокирует читателей и критиков, выпустив в свет "Возвращающееся зеркало" — первую часть автобиографической трилогии. Вторая часть, "Анжелика, или Ворожба", появилась в 1988, а третья — "Последние дни Коринфа" — в 1994 году. Эта трилогия мало похожа на традиционную автобиографию. В этой псевдоавтобиографии автор свободно смешивает пласты реальности и вымысла, подтверждая свою славу литературного экспериментатора.

В 2001 году в издательстве "Минюи" выходит последний роман писателя — "Повторение". Он представляет собой литературную игру, даже автопародию. Автор под видом некоего иного рассказчика часто сам вступает в повествование, корректируя его. В тексте указывается на скрытые литературные аллюзии, в частности, и на прежние произведения самого Роб-Грийе. В романе описывается шпионская история из годов начала холодной войны. Разворачивающийся шпионский роман наполняется все большим и большим количеством странных деталей.

Роб-Грийе работал также в кинематографе. Сценарист нескольких фильмов, в том числе картины Алена Рене "В прошлом году в Мариенбаде" (1961). Как режиссёр поставил фильмы "Бессмертная" (1963), "Трансевропейский экспресс" (1966), "Человек, который лжёт" (1968), "Рай и после" (1970), "Постепенное скольжение в удовольствие" (1974), "Игра с огнём" (1975), "Шум, сводящий с ума" (1995), "Вам звонит Градива" (2006).

Стиль Роб-Грийе в его первых романах можно охарактеризовать как шозизм (вещизм). Повествование нарочито обезличенное и плоскостное. Главным мотивом становится навязчивая и повторяющаяся опись предметов, неживых вещей, каких-то случайных бытовых деталей, казалось бы, совершенно излишних и оттесняющих рассказ о событиях и образы персонажей. Однако, постепенно становится ясно, что никакого события и не происходит, а опись предметов мира заставляет поставить вопрос о том, что такое бытие. Единственное, что можно утверждать о мире романов Роба-Грийе — он существует. Все, что есть в мире — это знаки, но не знаки чего-то иного, не символы, а знаки самих себя. Роб-Грийе решительно порывает с метафорой и антропоморфизмом.

Строй прозы Роб-Грийе часто называют загадочным и непонятным, несмотря на внешнюю упрощённость и обезличенность, и не случайно появилось устойчивое выражение "романы-лабиринты Роб-Грийе".

От "вещизма" Роб-Грийе перешёл к "игровым" текстам, использующим мифологемы массовой культуры, архетипы подсознания. В романах Роб-Грийе усиливается присутствовавшее и в ранних произведениях пародийное начало — писатель пародирует полицейские, любовные, колониальные романы, порно-приключенческие фильмы, а также модные интеллектуальные стереотипы. К этому периоду относятся роман-детектив "Проект революции в Нью-Йорке" (1970), роман "Топология города-призрака" (1975). Так, в "Проекте революции в Нью-Йорке" с нарочитой невозмутимостью описываются, например, чудовищные пытки, которые проделываются над девушкой, потом эта же сцена повторяется, варьируясь, много раз, так что уже непонятно, та же это девушка или другая и кто её мучители.

По материалам сайта: Новости литературы
« Назад Наверх Наверх




Домен и сайт продаются
info@bulgakov.ru


Читальный зал

Каталог книг Labirint


 
 
© 2000-2024 Bulgakov.ru
Сделано в студии KeyProject
info@bulgakov.ru
 
Каждому будет дано по его вере Всякая власть является насилием над людьми Я извиняюсь, осетрина здесь ни при чем Берегись трамвая! Кровь - великое дело! Правду говорить легко и приятно Осетрину прислали второй свежести Берегись трамвая! Рукописи не горят Я в восхищении! Рукописи не горят Булгаковская Энциклопедия Маэстро! Урежьте марш! СМИ о Булгакове bulgakov.ru