Тома Нарсежак (1908 – 1998)
"Новости литературы" поздравляют читателей с 110-летием со дня рождения французского писателя Пьера Робера Эро, известного как Тома Нарсежак из блистательного "остросюжетного" дуэта Буало-Нарсежак.
Пьер Робер Эро появился на свет во французском Рошфор-сюр-Мере департамента Шарант-Маритим в богатой буржуазной семье, где были и судовладельцы, и торговцы оружием. Его род насчитывал немало моряков, и сам мальчик мечтал служить на флоте, плавать по морям, но тяжелое заболевание ноги, которое он перенес в возрасте 11 лет, подорвало его здоровье: мечты о море пришлось оставить. Но мальчик старательно и увлеченно учился: в 1926 году он закончил лицей и блестяще сдал экзамены на степень бакалавра, что дало ему право поступления без экзаменов в университет. У юного Пьера Эро выявились ярко выраженные гуманитарные склонности, и он выбрал сложную профессию – решил стать философом.
Будущий писатель учился с 1926 по 1930 год в университете города Пуатье, по окончании которого получил диплом преподавателя литературы и истории и стал работать в лицее города Ванн, где женился в 1930 году на своей коллеге – молодой преподавательнице. Но для того, чтобы получить место преподавателя философии, Пьеру Эро нужно было иметь еще два диплома, поэтому без отрыва от работы он сдает необходимые для этого экзамены в университете Бордо в 1931 и 1932 годах. Теперь он мог преподавать философию, но в 1933 году его призывают на военную службу: кончилась отсрочка, которая была ему предоставлена на время обучения в университете и сдачи всех экзаменов. Хотя он не был годен к строевой, он все же отслужил положенный срок в хозподразделении артиллерийской части, расположенной в том же городе Ванн, где жила его жена и только что родившаяся дочь.
Дуэт Буало-Нарсежак
Пьер Эро, вернувшись после военной службы, берет отпуск по состоянию здоровья и только в 1937 году приступает наконец к работе в качестве преподавателя философии в лицее города Труа. Через два года он переводится в Орийяк департамента Канталь, но едва он с семьей перебрался в этот уютный тихий провинциальный городок, как грянула война, и незадачливый философ снова оказался в армии, на этот раз писарем в медчасти.
Во время войны 1939 – 1940 годов в течение многих месяцев не было никаких боев, и молодой писарь имел немало свободного времени. От нечего делать он принялся сочинять полицейский роман с сугубо практической целью. Пьер Эро, как и многие преподаватели философии, освоил так много ученых трактатов, что в своей речи невольно стал злоупотреблять научной терминологией и тяжеловесными, сложными фразами. Чтобы отучиться от этой вредной для педагога привычки и приобрести навык выражать свои мысли просто и доступно, он решил сочинить несколько образцов детективной прозы, рассчитанной на самого неискушенного читателя. Это занятие было для него своеобразным стилистическим упражнением. Ему удалось написать 12 глав романа "Полуночный убийца", выдержанного в стиле традиции романа-загадки. Ему очень понравилось это занятие.
Но когда выяснилось, что не хватает в стране учителей для старших, выпускных классов, Пьера Эро в марте 1940 года отозвали из армии, и он вернулся в Орийяк, где снова стал преподавать в лицее. Там же он работал и в годы оккупации. Первое послевоенное лето он провел с семьей в деревне у родителей жены, где не было ни книг, ни библиотеки, и скучающий философ снова занялся сочинением детективных историй, дабы еще раз поупражняться в умении просто и доходчиво выражать свои мысли. Он написал несколько новелл, точно воспроизводя манеру письма известных авторов детективного жанра – Мориса Леблана, Конан Дойла, Агаты Кристи, Жоржа Сименона. Эти рассказы, а также написанный им в армии роман он предложил одному издателю, который охотно напечатал их. Пьер Эро не хотел, чтобы его ученики и коллеги знали, чем занимается в свободное время солидный и уважаемый преподаватель философии, поэтому он и опубликовал свои произведения под псевдонимом, который выбрал "в память о мальчике и его рыбалках на речке Нарсежак близ деревни Сен-Тома". Эти первые чуть иронические тексты понравились читателям, и издатель попросил Нарсежака еще что-нибудь написать для него. Ободренный успехом, начинающий автор создал еще один роман – "Полиция на лестнице", который выходит все в том же 1946 году, как и две предыдущие книги. Этот год можно считать годом рождения писателя.
Тем временем он продолжил свою педагогическую карьеру и перевелся из маленького Орийяка в крупный город Нант, где проработал до самого выхода на пенсию в 1968 году. Под именем Тома Нарсежака он завязал знакомства в литературно-издательском мире, сблизился с группой молодых писателей, в том числе с будущим членом Французской академии Жаком Лораном, внимательно следил за новинками детективной литературы, где происходили тогда коренные перемены.
В суровые годы немецкой оккупации преподавание философии не могло прокормить семью, а поскольку немцы запретили издавать переводные романы английских и американских авторов, которые пользовались безумной популярностью, университетский профессор писал крутые детективы стилизуя их под английские и американские образцы. Но простое подражание заокеанским коллегам не устраивало профессора, и в 1947 году он выпустил книгу "Эстетика детективного романа", где разбирал, в числе прочих, и произведения известного уже в ту пору автора Пьера Буало. Буало, как нетрудно догадаться, заинтересовался, написал Эро и они стали обмениваться мнениями.
Год спустя, на церемонии вручения высшей французской литературной премии Эро за лучший приключенческий роман года, друзья по переписке"развиртуалились": военное время не давало возможности авторам встретиться, а церемония позволила им наконец взглянуть друг на друга. Обоих не устраивало состояние французского детективного романа, его подражание англоязычным соседям, поэтому они решились на совместный шаг. Дебют уже именитых соавторов состоялся в 1951-м году, это был роман "Призрачная охота", который долго готовился стал поворотным не только для самих авторов, но и для всего континентального детективного истеблишмента.
Пьер-Луи Буало, Альфред Хичкок и Тома Нарсежак
Фактически до самой смерти оба писателя проработали вместе, даже исследовательские эссе в книге "Полицейский роман" были написаны совместно. После смерти Пьера-Луи Буало, Нарсежак продолжал публиковать детективные романы, подписываясь как и в былые годы Буало-Нарсежак. Всего авторами было написано более 50-ти детективов, больше 40 романов без детективного сюжета, 5 историй о приключениях Арсена Люпена и порядка 100 рассказов.
Скончался Пьер Эро или Тома Нарсежак 7 июня 1998 года в Ницце. Многие из произведений знаменитого дуэта были экранизированы, особенно в этом преуспел мастер саспенса – Альфред Хичкок, который создал свои лучшие вещи на сюжеты заимствованные из наследия Буало-Нарсежака.