Открывают июньский номер главы из книги выдающегося немецкого поэта и писателя Ханса Магнуса Энценсбергера (1929) "Большая смута" в переводе и со вступлением Натальи Васильевой. Это в немалой мере воспоминания.
В главе о поездке в СССР на пышный литературный симпозиум 1963 года автор дает проницательную характеристику Н. С. Хрущеву, в сочинской резиденции которого состоялся прием иностранной литературной делегации: "Он почти полностью лишен мании величия и мании преследования. Его жизненные принципы столь незамысловаты, что не довлеют над его поступками, а всякий раз по-новому приноравливаются к ситуации. Не будучи особенно силен в догмах, он легко готов от них отступить. О своей главной заслуге он даже не догадывается. Она состоит в развенчании магии власти. Человек, лишенный всякой загадочности, — на вершине власти…"
Часть книги построена как интервью с самим собой, и в этом внутреннем диалоге от имен собственных — названий великих городов и фамилий знаменитостей всех мастей рябит в глазах, а слух автора, по его признанию, заполняет "умопомрачительный фейерверк звуков: румба на улицах Гаваны, джаз в кварталах Нью-Йорка, неувядающий русский хит "Очи черные" в исполнении военного оркестра на Выставке достижений народного хозяйства в Москве…"
"В книге "Большая смута" — говорится во вступлении, — отчетливо слышится голос шестидесятников, "сердитых молодых людей" — пафос протеста, отрицания, гнева. Но эта книга говорит и о том, о чем молчит, и, несмотря на весь критический настрой, возводит своеобразный памятник той ушедшей эпохе, тем исчезнувшим, по крайней мере, в своих прежних географических очертаниях, странам, и в первую очередь — исчезнувшим людям, которым она и посвящается".
Следом — "Десять стихотворений" Лео Бутнару (1949) в переводе с румынского Владимира Коркунова.
Часть
ты никогда не сможешь начать новую жизнь —
ты можешь начать только то
что осталось от нее
В следующем разделе журнала — рассказы испанского писателя и филолога Мигеля Эрраеса (1957) в переводе Аллы Борисовой. Сквозная тема этих рассказов — непредсказуемость жизни: по всем приметам бывший нацист оказывается в прошлом узником концлагеря; студент с репутацией осведомителя в пору студенческих волнений, скорей всего, не имеет отношения к тайной полиции; а одно-единственное посещение караоке излечивает брошенного мужа от беспросветной тоски.
Далее — стихи из антологии "Современная швейцарская поэзия" в переводе с немецкого Марины Науйокс.
В рубрике "Документальная проза" — венгерский писатель-полиглот, музыкант и врач Шандор Ленард (1910 — 1972): "Один день в невидимом доме" — главы из книги "Долина на краю света и другие истории". Перевод с венгерского Юрия Гусева.
На склоне лет после бурной жизни сравнительно недавно открытый у себя на родине автор, бразильский отшельник, с "некой, — как сказано во вступлении, — меланхолической мудростью" делится с читателем "былым и думами" — говорит на очень важные темы, дорожа выстраданным "достатком": "Тишину, воду из родника, родившиеся сегодня утром золотистые курчавые облака у меня не отнимут налоговые органы, мои права на них не нуждаются в защите…"
В рубрике NB — выборочные высказывания о культуре и переводе, в самом расширительном смысле слова, выдающегося отечественного гуманитария, поэта и просветителя Бориса Дубина (1946 — 2014).
Рубрика "Трибуна переводчика": "Третья Гданьская встреча переводчиков художественной литературы "Обретено в переводе"". Перевод с польского Ксении Старосельской.
Рубрика "Писатель путешествует" — очерк сербского поэта и прозаика Владислава Баяца (1954) "Человек, который ходил задом наперед, или Мой отец в Китае" в переводе с сербского Василия Соколова. Диковинные впечатления от поездки по Китаю сквозь призму личного опыта.
В рубрике "Ничего смешного" — маленькая пьеса Вуди Аллена "Мотель для новобрачных" в переводе Олега Дормана. Смешно — и очень!