Терри Иглтон "Идея культуры" / пер. с англ. И. Кушнаревой;
Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. — 192 с. — (Исследования культуры). — тираж 1000 экз.
В этом году на русском языке вышла очередная книга английского литературоведа Т. Иглтона "Идея культуры". Ранее на русском языке были опубликованы "Марксизм и литературная критика" 2002 г. и "Теория литературы. Введение" 2010 г., в свое время ставшая в Англии академическим бестселлером (она была единственной литературоведческой книгой, которую читали не только на филологических факультетах, но и практически на всех остальных, включая естественнонаучные). Иглтон является представителем западноевропейского неомарксистского литературоведения. Отличительной чертой этого автора как теоретика является то, что при его марксистской платформе им учитывается опыт всех основных теоретических течений XX века (фрейдизма, постмодернизма, феминистской критики и др.). Более того, при необходимости автор умело использует наработки этих и других литературоведческих школ в своих построениях. Книга "Идея культуры", естественно, представляет интерес не только для культурологов и всех ученых гуманитарных областей, интересующихся проблемами культуры, но, может быть, больше и прежде всего для современных литературоведов. В книге рассматривается большое количество сложных вопросов, связанных с понятием культуры, и показывается неоднозначность и противоречивость, которые имеются как в самих явлениях культуры, так и в способе их описания различными научными традициями. Книга интересна тем, что для иллюстрации многих проблем культуры автор прибегает к примерам из литературы. В частности, в книге есть интересные замечания о "Короле Лире" Шекспира в свете проблемы "природа и культура", и показано, как многие элементы мировоззрения Гете, по мнению Иглтона, являющиеся по сути своей радикальными, адаптируются современной культурой и интерпретируются ей в своих интересах как либеральные.
В книге Иглтона, с одной стороны, критикуется оторванность многих деятелей культуры от общественных и политических проблем, с другой стороны, автор показывает, что притязание культуры на место панацеи от всех бед мирового сообщества необоснованно.
Данная книга Иглтона, как и две предыдущие, могут быть важны для современной науки о литературе прежде всего как образец адекватного недогматизированного и самокритичного марксистского подхода к анализу явлений литературы, теории литературы, философии и, шире, теории культуры.
А. Рьянов