Евдокия Ростопчина (1812 – 1858)
"Новости литературы" поздравляют читателей с днем рождения Евдокии Ростопчиной, одной из первых русских поэтесс!
После смерти матери и из-за постоянных служебных разъездов отца, 5-летняя Додо, как называли Евдокию Петровну Сушкову близкие, росла в богатой семье своего деда по матери, Ивана Александровича Пашкова. Ее любили, баловали, не жалели денег на учителей и воспитателей, но свое сиротство девочка чувствовала.
Впечатлительная и чуткая ко всему окружающему, она была спокойной и счастливой лишь в большом заросшем саду старой усадьбы Пашковых на Чистых прудах. Заросли сирени и лунные пятна на дорожках стали тем зачарованным царством, в тиши которого явились первые рифмы. Ее брат С.П. Сушков позже вспоминал: "В прозаически житейском семействе Пашковых, где она воспитывалась, никто не занимался литературой. Евдокия Петровна начала писать стихи скрытно от старших родных".
На детских праздниках, куда вывозили 12-летнюю Додо и ее младших братьев, она выбрала себе в друзья не сверстницу в локонах, а неуклюжего и неразговорчивого мальчика с сумрачными глазами. Он тоже приезжал с бабушкой, и звали его Мишель Лермонтов. Эта дружба сохранилась на протяжении всей жизни поэта, позже 16-летний Лермонтов посвятит ей стихотворение "Крест на скале" и новогодний мадригал "Додо".
И вот уже 16-летняя Додо в светлом невесомом платье на первом балу в доме у Голицыных: все танцуют и веселятся, а робкая дебютантка в задумчивости стоит в стороне: с ней только что беседовал взрослый и очень интересный человек. Его звали Александр Сергеевич Пушкин.
Додо Сушкова (Ростопчина)
Увлеченность девушки стихами нарастала, и в литературном салоне дяди, поэта и драматурга Николая Васильевича Сушкова, она читала свои стихи его постоянным посетителям. Молва о талантливой девушке распространялась по Москве, как и ее литературные опыты, в списках ходившие по рукам. Стихи нравились – ясность, музыкальность и искренность строк пленяли сердца. Один из свидетелей выступления Додо в какой-то из гостиных записал: "Маленькая м-ль Сушкова читала пьесу в стихах собственного сочинения. Я не жалею, что должен был слушать ее".
Но в начале XIX века женщине добиться успеха на ниве литературы было крайне сложно, и в 1831 году П. А. Вяземский, друг дома, опубликовал в альманахе "Северные цветы" ее первое стихотворение "Талисман" под псевдонимом Д-а. Но удивившее всю Москву замужество, случившееся как-то враз, словно бросок в прорубь, не имело ни малейшего отношения к чувствам, вызвавшим к жизни "Талисман".
Стремясь избавиться от родительского гнета, Додо вышла замуж за богатого графа Андрея Федоровича Ростопчина. Молодые зажили широко и весело, принимая у себя на балах и вечерах весь цвет Москвы. Однако по ее собственному признанию, она была очень несчастна с грубым и циничным мужем, поэтому искала развлечений в свете и всегда была окружена толпою поклонников, к которым относилась далеко не жестоко. В свете она была предметом многих сплетен и злословия, к которым светская жизнь ее нередко подавала повод, в то же время, будучи необычайной доброты, она много помогала бедным и все, что получала от своих сочинений, отдавала князю Одоевскому для основанного им благотворительного общества.
Рассеянная светская жизнь, прерываемая частыми и продолжительными путешествиями по России и за границу, не мешала Ростопчиной с увлечением предаваться литературным занятиям: более 20 лет ее стихи регулярно появлялись на страницах популярных русских журналов и альманахов. После баллады "Насильный брак", в которой поэтесса аллегорически осудила отношения России к Польше, написанной во время поездки за границу в 1845 году, Николай I запретил ей появляться в столице.
Высоко отзывались о Ростопчиной и коллеги-поэты: так, князь Вяземский называл поэтессу "московской Сафо", Жуков ценил ее "подлинный талант", а Лермонтов писал ей: "Я верю, под одной звездою мы были с вами рождены!".
Давно переписываясь с Александром Дюма и узнав, что он путешествует по России, она пригласила его к себе, не скрывая, что тяжело больна. Французский писатель был покорен, как он писал, "очаровательною больною": особый магнетизм Ростопчиной, не изменявший ей до конца, заставил визитера вместо нескольких минут, предписанных приличием, пробыть возле нее два часа. Время промелькнуло незаметно в увлекательном разговоре, обмене мыслями и планами: Ростопчина обещала докончить работу над воспоминаниями о Лермонтове, о которых он просил ее, кроме того, она собиралась перевести для французских читателей стихотворение Пушкина "Во глубине сибирских руд".
Евдокия Ростопчина скончалась 15 декабря 1858 года от рака. Гроб с телом поэтессы на Пятницкое кладбище в знак уважения несли студенты Московского университета.