Алексей Чапыгин (1870 – 1937)
"Новости литературы" поздравляют читателей с днем рождения прозаика, драматурга и публициста Алексея Чапыгина, благодаря которому мы получили возможность узнать о подробностях жизни Степана Разина и "гулящих людей".
Алексей Павлович Чапыгин родился в Олонецкой губернии в бедной крестьянской семье. В мальчике рано проснулись художественные способности, и после земской школы он отправился в Петербург для обучения "живописно-малярному мастерству". Однако в мастерской Малыгина он оставался недолго, обнаружив в себе талант иного рода: Чапыгин начал писать рассказы, героями которых были такие же бедняки, как и он сам, приехавшие в город в поисках заработка. Начинающего писателя заметил Максим Горький, ставший его "крестным отцом" в литературе. Большую помощь и поддержку он получил и от В.Г. Короленко.
Первый сборник рассказов Чапыгина вышел в 1912 году, а в 1913-ом появилась повесть "Белый скит", принесшая ему первый большой успех. Критика назвала ее самой талантливой повестью на деревенскую тему после "Деревни" Бунина. Родная северная деревня, ее люди вдохновили писателя на создание цикла охотничьих рассказов, которые составили сборник "По звериной тропе" (1918).
Не напрасно он посещал "среды" Вячеслава Иванова и религиозно-философское общество, где слушал выступления Бердяева, Мережковского и других философов. В это время тесно общался он и с символистами: Зинаидой Гиппиус, Дмитрием Мережковским, Федором Сологубом и другими. Поэтому произведения Чапыгина 10-х годов отличает философский аспект, близкий идеям Бердяева. Автор изображает русского человека – с его ленью, пьянством и, в то же время, с храбростью, стремлением к независимости, вечными исканиями правды и веры – т.е. очень противоречивым. Однако в целом писатель следует традициям неореализма (наряду с А. Ремизовым, Е. Замятиным, И. Шмелевым, М. Пришвиным, В. Шишковым, С. Сергеевым-Ценским и другими).
После революции Алексей Чапыгин сотрудничал в еженедельнике А. Луначарского "Пламя", в журнале пролеткульта "Грядущее", был членом редакции краснофлотского журнала "Альбатрос". Но душевные противоречия, связанные с неприятием революции, все более гнетут писателя. Его удручают "злоба и нищета" послереволюционных лет. В этих условиях он не смог найти для себя адекватного места в литературе, и в его творчестве наступил перерыв. Горький помог писателю фактически возродиться в литературе, заметив его интерес к историческим темам и предложив "в целях просвещения народных масс" писать произведения, посвященные прошлому России.
Чапыгин обращается к теме освободительного движения. В результате появляется роман "Разин Степан", рассказывающий о крестьянской войне XVII века. В центр повествования автор поместил своеобразное "единоборство" начальника Разбойного приказа, боярина Киврина, со Степаном Разиным, вокруг чего и разворачиваются основные события. Художественное пространство романа очень обширно. Действие переносится в разные места: из Москвы на Дон, затем – в низовья Волги, на Урал, в Персию, на Среднее Поволжье и снова в Москву. Эпические сцены сменяются драматическими. Образ Степана Разина представлен в весьма романтическом свете, что вполне соответствовало идеологическим установкам того времени. Все это позволило причислить роман к шедеврам советской исторической прозы.
В 1930 – 1937 годах Алексей Чапыгин пишет авантюрный роман "Гулящие люди", также посвященный теме освободительного движения. Однако теперь в центре внимания не предводитель бунтарей, а рядовой член этого сообщества, Сенька. С удивительной точностью воссоздает автор жизнь и быт того времени, включая в ткань повествования фольклор, песни, сказки, пословицы, придавая произведению неповторимый колорит и образность. Благодаря этому роману, хотя и обремененному соответствующей идеологией, Чапыгина можно отнести к классикам отечественной литературы советского периода.
Алексей Чапыгин скончался 21 октября 1937 года.