Лион Фейхтвангер – немецкий писатель еврейского происхождения. Один из наиболее читаемых в мире немецкоязычных авторов. Работал в жанре исторического романа.
Сын фабриканта, он получил солидное образование в университете родного города Мюнхена (здесь он изучал литературу и философию), а затем Берлина, где изучал германскую филологию, философию, а также санскрит.
Занимался журналистикой и театром, рано проявил интерес к античности. Под влиянием патриархальных семейных традиций заинтересовался еврейской историей, определившей тематику ряда его произведений. В 1908 году начал издавать литературный журнал “Зеркало”, который вынужден был вскоре закрыть из-за финансовых проблем. В 1912—1914 путешествовал. Отбывал во время Первой мировой войны службу в германской армии, был демобилизован по состоянию здоровья. В 1918 году Фейхтвангер открыл талант молодого Бертольта Брехта, с которым его связала многолетняя дружба. В момент прихода Гитлера к власти Фейхтвангер находился за границей. Друзья убедили его повременить с возвращением в Германию. Фейхтвангер попал в число тех, чьи книги подлежали сожжению, а 25 августа 1933 года был лишен немецкого гражданства. Его имущество было конфисковано.
В 1940 году, во время оккупации Германией Франции, писатель был интернирован в лагерь, ему удалось бежать, а затем с большим трудом получить необходимые документы и вместе с женой перебраться в США. С ноября 1943 года он жил на вилле Аврора в Калифорнии, где благодаря поступлениям от фильмов по его произведениям собрал библиотеку, состоящую из 20000 томов.
В годы Второй мировой войны Фейхтвангер создал лучшие свои произведения, в которых разоблачались фашизм и его идеология.
За выдающиеся заслуги как художника и защитника идей мира и прогресса Лион Фейхтвангер был отмечен Государственной премией ГДР в области искусства и литера туры, присуждённой ему в 1953 году.
Свою литературную деятельность Фейхтвангер начал с драматургии. Впоследствии писатель не без иронии отзывался о своём раннем творчестве, рассматривая его лишь как не очень плодотворный этап собственного духовного развития.
Гораздо более важную роль в его дальнейшей творческой эволюции сыграла литературно-критическая деятельность. Он написал много статей и рецензий, посвящённых в основном театру и драматургии. В это же время его внимание приковал к себе реалистический роман. Также Фейхтвангер работал и в жанре исторического романа. Известны его произведения как трилогия о Иосифе Флавии. "Иудейская война" — вышла в 1932, вторая — "Сыновья" — в 1935, заключительная часть — "Настанет день" — в 1945 г. Роман "Еврей Зюсс" [1925] посвящен Германии XVIII в. История еврейского финансиста, сделавшегося первым министром у герцога Вюртембергского и проводившего жестокую, разорительную для народа политику, повернута Фейхтвангером так, чтобы "исторический пессимизм" получил моральное и философское оправдание. Роман принес автору мировую известность. Фейхтвангера за этот роман обвиняли как в еврейском национализме, так и в антисемитизме.
Фейхтвангер решительно выступал против усиления международной реакции, против пропаганды холодной войны. Он пишет пьесу "Помрачение умов, или Дьявол в Бостоне", в которой разоблачает организаторов "охоты на ведьм" — процессов над жертвами комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. В последних своих романах, "Испанская баллада", и "Иеффай и его дочь", Фейхтвангер развивал идеи прогресса и гуманизма.
Писатель умер в 1958 году от рака почек.
В настоящее время вилла Аврора, где писатель провел свои последние годы, является творческой резиденцией для немецких писателей, художников и композиторов.