Александра Маринина (р. в 1957, наст. имя — Марина Алексеева) — автор, которого однажды сравнили с Агатой Кристи, и усилиями многих журналистов, подхвативших сравнение, это сделалось общим местом. На сегодняшний день Маринина написала 44 произведения, 39 из которых — детективные повести и романы; более 30 из них — про гениального следователя Настю Каменскую. Популярность романов Марининой в 90-х гг. была такова, что писательница зарегистрировала как товарный знак и свой псевдоним, и имя своей героини, чтобы избежать "недобросовестного использования". С подобным использованием в свое время столкнулся Конан Дойл: под его именем про Шерлока Холмса писали сотни халтурщиков. Но сэр Артур, один из самых высокооплачиваемых писателей в истории литературы, ничего патентовать не стал: как известно, он считал Холмса в частности и детектив в целом "безделицей".
Кривая творческой судьбы
Подполковник милиции, кандидат юридических наук, автор многих трудов по исследованию преступности, Марина Алексеева первый свой детектив написала в 1991 г. в соавторстве с Александром Горкиным, тоже милиционером. Повесть "Шестикрылый серафим" был вскоре опубликован в журнале "Милиция" за подписью Александры Марининой.
Следующую книгу она писала самостоятельно — повесть "Стечение обстоятельств", где впервые появляется Настя Каменская, тоже была опубликована в журнале "Милиция" (в 1993 г.). В 1995 г. про Каменскую написано пять романов, в 1996 г — шесть. К 2000 году детективов про нее было уже более двадцати. Книги лидируют в продажах, о марининских гонорарах ходят немыслимые слухи; в конце 90-х ее активно переводят по всей Европе (на сегодняшний день Маринину читают на 25 европейских языках и 3 азиатских).
Но в 00-х годах творческая активность автора заметно падает. До 2007 г. Маринина пишет по роману в год, а потом и вовсе замолкает. После двухлетнего депрессивного молчания писательница, наконец, возвращается в строй — причем с попыткой поменять имидж: вместо привычного детектива выдает семейную сагу, два тома выходят в 2009, третий годом позже. Цикл романов "Взгляд из вечности" не произвел на массу марининских читателей большого впечатления. В 2010 г. появляется новый роман про Настю Каменскую.
Кстати сказать, в 2001 г. Маринина уже изменяла детективному жанру — тогда были написаны ею две комедийные пьесы: "Брошенная кукла с оторванными ногами" и "Ну, ребята, вы попали". Постановочного ажиотажа этим пьесам не пришлось испытать.
Просто автор, просто детектив
"Я не литератор и даже не писатель, я просто автор", — говорит Маринина. Именно так и следует ее воспринимать: она не блеснет стилем, не подарит глубоким характером, не поразит мыслью. Описания судеб и отношений как-будто составлены по газетным публикациям рубрики "Письма наших читателей". Она пишет неровно, и одна ее книга может оказаться много хуже или лучше другой. Сама Маринина вот что говорит о своих "неровностях": "… ни одна моя книга не похожа на другую. Читатели отмечают, что у меня даже начало романа по стилю часто отличается от его концовки. Что на это скажешь? Начало книги всегда пишет молодая, полная сил энтузиастка, а конец – измученная, мечтающая об отдыхе пенсионерка". Если полагаться на читательские отзывы, то последние книги уже с начала и целиком написаны автором, мечтающим об отдыхе.
И тем не менее, на тусклом небосклоне современного российского детектива Маринина (особенно Маринина середины 90-х годов) — значительное явление. Ей удалось вписать в запутанные и часто невероятные сюжетные схемы образ, вызывающий сочувствие и доверие — следователя Настю Каменскую, а удачный образ в детективе — это почти гарантированный успех предприятия. Как бы ни был схематичен и наивен сюжет проходного рассказа о Шерлоке Холмсе, его прочтут с удовольствием, потому что Холмс — хорошо придуманный, крепко сколоченный и припудренный массой бытовых подробностей персонаж. Даже если на второй странице становится ясно, кто преступник, читатель не отложит книгу Агаты Кристи, потому что для нее детективы — это неплохой повод немного поговорить о жизни Эркюля Пуаро или мисс Марпл. Настя Каменская, равнодушная к макияжу, с больной спиной, знанием пяти иностранных языков, интуицией на грани ясновидения, с ворохом непростых служебных и неслужебных отношений удалась Марининой в большой степени, и именно она служит центром тяжести в книгах, где корни преступления подчас зарываются нереально глубоко, а повествование пестрит вызывающими сомнение деталями.
Одним из достоинств удачных книг Марининой ("Реквием", "Иллюзия греха", "Украденный сон") и недостатком неудачных ("Смерть как искусство") следует назвать ее внимание к бытовым деталям. Поклонники утверждают, что по романам Марининой историки когда-нибудь будут изучать российский быт и общественные отношения конца ХХ — начала XXI вв. В 90-е ее герои мечутся по магазинам в поисках сахара, и эпизодический персонаж-переселенец из Таджикистана лаконично рассказывает об отношении окружающих к беженцам; в 2000-е покупают замороженные ростки бамбука, осваивают мобильники и компьютеры. В удачных книгах подробности выглядят органично вплетенными нитями. В неудачных — делают нудное повествование еще более нудным.
Сюжеты Маринина предпочитает сложные, со множеством ответвлений, с заходом в предыдущие поколения. Преступник, как правило, где-то рядом. Но чтобы добраться до соседней комнаты, приходится, условно говоря, обежать все перекрестки города. В удачных книгах это нравится. В неудачных — раздражает. Но в любом случае Маринина выступает автором классического детектива, где преступление для сыщика — как шахматная задача для шахматиста.
Понравится читателю автор Маринина или нет всецело зависит от везения. Чтобы понять, повезло ли, не стоит слишком зарываться в текст: откройте первую страницу и прочитайте пару абзацев. Захотелось читать дальше — считайте, что повезло: вечер в обществе увлекательного детектива гарантирован. Не захотелось — побудьте оптимистом, повторите попытку с другой книгой: у Марининой точно есть интересные.
Наталия Гуревич