В последние года не так уж много книг меня радуют. Большинство я не дочитываю до конца – неинтересно. Да и вообще заметил: охладел я как-то к фантастике, зато стала интересовать документалистика. Не так уж часто книги получают условные восемь или девять моих личных баллов. И тем более десять – таких всего несколько.
Теперь на одну больше.
Когда-то давно, еще в девяностые я прочел два романа Тырина - “Фантомная боль” и “Тварь непобедимая”. Твёрдые семерки с ходу и мгновенное занесение Тырина в “маст рид”. И что вы думаете? Как отрезало! Я не могу найти ни одной причины, по которой за десять лет не прочел более ни одного его текста. Скорее всего, просто не попадались в руки, а сам он почему-то не дарил.
Недавно решил я восполнить пробел, прижал несчастного автора в тёплом углу и стряс хронологически последний роман – “Кладбище богов”. Восемь-девять баллов, где-то так, а по нынешним временам это уже редкость – я закостенел и восьмерки-девятки теперь так просто не раздаю. “Ага!” – подумал я и снова прижал. На этот раз Михаил где-то откопал донельзя растрепанный томик романа “Синдикат “Громовержец”. К сожалению это оказалась практически бытовуха в российской глубинке, а я подобного не люблю на подсознательном уровне, даже Лукин не больно-то лезет со своими православными коммунистами. В общем, семь баллов за “Синдикат” и легкий привкус горечи. К счастью, я решил не останавливаться и прижал в углу на этот раз известного в определенных кругах книготорговца Джореана и тот добыл для меня очередной роман Тырина.
Как хотите, но вот именно это я всегда любил и искал в фантастике и считал высшим пилотажем, к которому стремился и сам (увы, безрезультатно). Находил в “Мягкой посадке” и “Вычислителе” Александра Громова, в “Ночном Дозоре”, “Холодных берегах” и в первой половине “Звезды – холодные игрушки” Сергея Лукьяненко, в “Ночном смотрящем” и “У Билли есть хреновина” Олега Дивова, в “Загоне” Евгения Прошкина, в “Анналах Радуги” и “Свидетелях рассвета” Александра Лайка.
С некоторых пор в этот ряд захлёба и восторга очень просто и органично встала “Жёлтая линия”, а я просто встаю и аплодирую Мишке Тырину, таланту и человеку.
Удивительно, но вышедшая в самом начале двухтысячных книга во многом предвосхитила нашумевший “Аватар” Камерона, во всяком случае совпадений в антуражном ряде неправдоподобно много – дикая планета, местные непокорные индейцы, война с ними высокотехнологичных землян, парящие платформы и андротанки. Я понимаю, что подобных книг написано вагон и сверх того еще маленькая тележка, однако хорошо написанных среди них очень мало.
Примерно год спустя я прочел и вторую часть дилогии, начатой “Кладбищем богов”. Называется она “Легионы хаоса”. Крепко сбитый роман, на ту же семерку, а то и восьмерку; все ружья выстрелили когда им и положено, все сюжетные линии подобраны и сведены в кучу, язык прекрасный, в профессиональном смысле не подкопаешься.
PS (лично Тырину): Михайло, ты теперь должен мне уже две бутылки
виски, вторую за рекламу.
PPS (уже всем): Первую, если кому интересно, он задолжал мне за то,
что я минувшей зимой пешком, скозь пургу и метель продирался в
какие-то Чертановские дебри за звуковой картой SB Live!, которую
Тырин не мог найти у себя в Калуге. Но я не вымогатель, он сам завел
речь о бутылке виски, даже на Роскон ее привез, однако почему-то
коварно не отдал. Хотя, правильно сделал, потому что мы бы ее точно
немедленно выпили, а там и так пили больше, чем следует, до сих пор
воротит. И до сих пор не отдал, хотя прошло уже больше года и миновал
следующий Роскон.
PPPS (опять лично Тырину): кстати, автограф с “Синдиката” лучше
смотрелся бы на “Жёлтой линии” – как-то правдивее
PPPPS (опять всем): На “Синдикате” рукой Тырина начертано: “Учись,
дурак, пока я жив!”