Виртуальная экскурсия по булгаковской Москве

Дмитрий Емец: Я рано осознал опасность профессионализма

Булгаковская Энциклопедия
Я в восхищении!
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус.
Маэстро! Урежьте марш!



Энциклопедия
Энциклопедия
Булгаков  и мы
Булгаков и мы
Сообщество Мастера
Сообщество Мастера
Библиотека
Библиотека
От редакции
От редакции


1 2 3 4 5 6 Все

 



Назад   :: А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  П  Р  С  Т  Ф  Х  Ч  Ш  Ю  Я  ::  А-Я   ::   Печатная версия страницы

~ Новости литературы ~

03-05-2012 Дмитрий Емец: "Я рано осознал опасность профессионализма"

Интервью с писателем Дмитрием Александровичем Емцом.

Сегодня Дмитрий Емец — один из самых успешных современных российских авторов, развивающих традицию приключенческой и фантастической литературы для детей и подростков. Повесть "Дракончик Пыхалка" стала его ярким дебютом. Затем последовали повести "Приключения домовят", "Куклаваня и К", "Властелин Пыли", "В когтях каменного века", "Охотники за привидениями", "Город динозавров", "Сердце пирата", "Тайна Звёздного странника", циклы романов о похождениях Тани Гроттер (этот иронический парафраз "Гарри Поттера" перерос в итоге свою пародийную задачу, став самостоятельным и самодостаточным произведением) и Мефодия Буслаева, десятки других произведений. Дмитрий Емец славится своими афоризмами, которые с удовольствием цитирует интернет-аудитория; не можем удержаться и мы: "Тройка и четверка — оценки ничтожеств! Гении учатся или на двойки или на пятерки! Среднего не дано!" Итак, беседуем с писателем.

— Дмитрий, как Вы пришли в литературу? Когда и как Вы осознали, что хотите и можете писать книги?

— Я учился на филологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, затем в аспирантуре, защитил диссертацию, посвященную детской литературе конца XIX века. Осмысляя такие явления, как литература о детях и литература для детей, формулируя в процессе научной работы основные законы, по которым живет это искусство, почувствовал его "изнутри". Очень важной для меня стала мысль Чехова о том, что нет литературы детской и литературы взрослой, как нет взрослой и детской еды. Просто есть такая еда, которую детям давать нельзя. В процессе подготовки к защите голова буквально пухла от наукообразного языка, хотелось написать что-то для себя и совершенно иначе. Так появился "Дракончик Пыхалка". Работая над своей первой повестью, испытал удивительное чувство свободы, захотелось его продлить, писать много.

Работа над диссертацией, в которой я анализировал произведения Чехова, Куприна, помогла четко осознать опасность для детской литературы уменьшительных суффиксов, ложного пафоса, ложной интонации, стремящейся имитировать детский язык. Писатель не должен притворяться.  Я понял, что должен рассказывать историю именно для себя, из этого ощущения родилось моё первое произведение.

— Как известно, Ваш дебют был успешен.

— Да, успешен. Однако я рано осознал опасность профессионализма. На мой взгляд, профессионализм убивает литературу. Достигнув определенного уровня ремесла, ты утрачиваешь способность писать с тем самым чувством удовольствия и свободы, о которых я говорил. Мне кажется, чтобы оставаться писателем для детей, нужно суметь сохранить детское сознание внутри себя.

— Что было Вашим любимым чтением в детстве?

— Я вырос на классических детских книжках: "Маугли" Киплинга, "Винни-Пух и все-все-все" Милна в переводе Бориса Заходера. Особенно нравилось в детстве читать и перечитывать книгу Астрид Линдгрен "Карлсон, который живет на крыше". Любил книги Софьи Прокофьевой, по её повести "Приключения желтого чемоданчика" снят одноименный фильм.

— В 70 – 80-е годы одной из самых ярких фигур среди писателей для детей и подростков был Владислав Крапивин. Как Вы воспринимали его творчество в детстве?

— Отношение к Крапивину… Читал с удовольствием. После "Мальчика со шпагой" увлекся фехтованием, сам мастерил шпаги, потом бегали с друзьями по дворам и гаражам… Правда, никогда не мог понять тревоги, живущей в его произведениях.

— Какие черты и свойства литературы для детей и подростков Вы считаете главными?

— Детский писатель, в моем понимании, обращается к читателям до двенадцати лет. Если ты пишешь для более старшей аудитории, ты уже не детский писатель, потому что тогда главной темой становится ожидание взрослости. А ведь это относительная категория, такое состояние знают люди разных возрастов. Я исхожу из ощущения универсальности человека… Человек не должен никогда сдаваться, ему должно быть присуще стремление к новизне, неиссякаемое желание делать открытия, познавать новое. Такого героя я стремился показать в цикле о ШНыре, школе ныряльщиков. Уже написаны три книги из этого цикла, сейчас работаю над четвертой.

Когда я пишу, то всегда думаю, что от меня многое зависит. При этом очень важно создать героя, который не был бы однозначен. Мир сложен и человек в нем сложен. В мире есть немотивированное зло. Порой трудно провести четкую грань между добром и злом, хотя человек нуждается в таком разделении. Понятно, что твой герой не должен оказаться на стороне темных сил, но важно привести его к добру не примитивно, не просто декларируя торжество светлого начала. Правда добра должна прорасти в сюжете произведения. Я противник того, чтобы в литературе, обращенной к ребенку, подростку, изображать мир схематично ясным. Понять смысл добра можно только на фоне зла. Писатель, адресующийся к подростковой аудитории, не имеет права упрощать картину мира.

— Дмитрий, Ваша жизнь не может не удивлять. Вы успешный автор десятков книг, но при этом и отец семерых детей. Как удается совмещать родительский долг и творчество?

— Семейная жизнь, воспитание детей, действительно, требует много сил и времени. Однако большая семья совсем не мешает творчеству. Быт должен быть очень упорядочен, а творчество — это отдых. Обычно в день пишу по 2-3 часа. Работа над книгой дает возможность подняться над бытом.

— Что сегодня читает писатель Дмитрий Емец?

— Читаю сегодня "Жития святых", мемуарную литературу, автобиографические произведения. Главной читательской потребностью стало ощущение правды, подлинности изображаемой человеческой жизни. Чтобы корова давала хорошее молоко, ей нужно есть нормальную траву… так и мне, для того, чтобы писать, необходимо читать хорошую литературу.

— Какое произведение современной русской литературы Вы могли бы посоветовали прочитать подросткам?

— Книгу писателя Александра Торика "Димон". Мне это произведение очень нравится. Торик учился когда-то на постановочном факультете Школы-студии МХАТа, уверовал и стал священником. Повесть "Димон" рассказывает о путешествии школьника в загробный мир, где, чтобы спасти свою возлюбленную, он вынужден пройти через множество испытаний.

Хочу сказать, что всегда с интересом захожу на сайт "Новости литературы", он мне нравится. Читаю его у себя в твиттере. Желаю вам дальнейших успехов.

Спасибо.

С Дмитрием Емцом беседовал Леонид Большухин

По материалам сайта: Новости литературы
« Назад Наверх Наверх




Домен и сайт продаются
info@bulgakov.ru


Читальный зал

Каталог книг Labirint


 
 
© 2000-2024 Bulgakov.ru
Сделано в студии KeyProject
info@bulgakov.ru
 
Каждому будет дано по его вере Всякая власть является насилием над людьми Я извиняюсь, осетрина здесь ни при чем Берегись трамвая! Кровь - великое дело! Правду говорить легко и приятно Осетрину прислали второй свежести Берегись трамвая! Рукописи не горят Я в восхищении! Рукописи не горят Булгаковская Энциклопедия Маэстро! Урежьте марш! СМИ о Булгакове bulgakov.ru