Сергей Король.
Несколько дней назад я написал о том, что электронным книгам не под силу убить бумажные по причине глубокого проникновения "бумажного" чтения в нашу психологию. Признаю честно, тогда я немного слукавил. И у бумажных, и у электронных книг есть один общий враг, который уже сжимает свои крепкие руки на их шеях. Сомневаться нечего — скоро сожмёт полностью.
Имя врага — статья.
так выглядит предыдущая статья
Долгое время журнальная статья находилась в тени своих печатных братьев, оставаясь чтивом для тех, кто хочет разбираться и ждать. Учёные публиковали в статьях результаты своих исследований, журналисты большого жанра публиковали большие репортаж и и расследования (которые были слишком большими и дорогими для бумажных газет и электронных СМИ). Существовал еще подвид журналов с рассказами и дробными публикациями книг, однако он совсем зачах и вымер. Однако с появлением интернета всё изменилось.
Неожиданно оказалось, что статья — это практически идеальный способ подачи новой информации. Он очищен от детских болезней старых форматов и обогащён новыми "фишками".
Вот чем плохи книги:
- Формат и размер современной книги — это наследие самой первой книги на свете, Библии. Люди с детства привлекались её размером, объемом и весом, создавая стандарт де-факто для будущих миллионов книг. Вы до их пор можете ощущать этот эффект на себе. Признайтесь, большая и толстая книга радует вас больше, чем небольшая и тоненькая? По крайней мере, заплатить больше денег проще за толстую книгу.
- Суровая правда жизни такова, что совокупность хорошего, интересного и полезного текста значительно меньше среднего книжного формата. При этом издатель тянет канат в другую сторону, заставляя автора придерживаться формата (224 страницы минимум), иначе книгу будет издавать неудобно и дорого. В результате автор бежит разбавлять свой смысловой концентрат литрами воды до нужного объема. Читатель становится заложником системы, сформированной столетиями. Подобная штука происходит с производителями цифровым фотокамер, которые продолжают создавать камеры под размер 35-мм плёнки, которой в них давно нет — люди-то привыкли к формату.
- Еще одна проблема книг — скорость. Издательский цикл занимает несколько месяцев, доходя до полугода. За такое время польза многих книг успевает испариться, как витамины из варёных овощей. Издание ряда книг, например, изданий для техников, программистов, врачей и других быстроменяющихся профессий, оказывается просто бесполезным. Часто "программисткое" издательство O’Relly начинает выпуск новой версии книги еще до тех пор, как предыдущее вышло из типографии. В результате мир наполняется мегатоннами ненужной бумаги, которую никто не покупает и не читает. Её стоимость перекладывается на стоимость книг, которые покупаем и читаем мы.
- Читателю книги трудно держать фокус все 200, 300, 400 страниц. Чтение книги разбивается на небольшие итерации, длится несколько дней и часто не заканчивается вообще. Чтение редко приносит удовольствие, и всё чаще просто утомляет.
Книга не идеальна — она вросла по корешок в свои детские проблемы. Статьи, ударяя сразу по всем больным местам книги, резко вырываются вперёд.
Смотрите сами:
- У статьи нет коренного формата — каждый раз она такая, какой её хочет видеть автор. Огромный талмуд на три часа чтения или стандартные 20 минут, текст и графика, видео и анимация. Всё большую популярность набирают спецпроекты издательств (например, такой) — уже и не знаешь, статья ли это. Как мы уже разбирали в статье про субвокализацию, необычная подача облегчает чтение и понимание — именно поэтому электронные издательства стараются сделать материалы максимально интересными (например, вот ).
- Написать, сверстать и выпустить статью — это дело нескольких часов или дней. Информация доходит до читателя максимально свежей, свеже?й просто некуда. Особенно это ценится в среде технических специализаций. Если стоимость издания книг составляет несколько сотен тысяч рублей, то статья обойдётся в тысячи. Передача информации перестаёт быть серьёзным инвестиционным процессом.
- Каждый может стать автором своих книг-статей. Нет денег и связей в издательствах — заведите блог и пишите туда книгу статьями. Это поможет создать читательскую платформу, добиться известности, а деньги придут следом.
- Читатели статей могут высказать своё мнение и пообщаться в комментариях, могут поднять автора на словесные вилы или наоборот, хором спеть ему дифирамбы.
- Средний цикл фокусирования внимания на тексте — 20 минут. За это время как раз можно прочитать среднюю статью. Не нужно тянуться за закладкой, прочёл и пошел дальше.
Разумеется, классическая литература и "античка" не погибнет под быстрой и мелкой поступью статейного нашествия. Но остальные книги: от нонфикшена до бизнес, ждут нелёгкие времена — им на пятки наступает быстрый, многочисленный и очень дешёвый враг. Любители мыслить метафорами могут представить себе войну между Швейцарией и Китаем. Лично я на Швейцарию бы не поставил.