"Новости литературы" поздравляют читателей с днем рождения великого европейского баснописца и поэта Жана де Лафонтена, к творчеству которого обращались Александр Сергеевич Пушкин и, конечно, Иван Андреевич Крылов.
Лафонтен был сыном чиновника лесного ведомства и всё детство провел на природе. К 20-ти годам он начал готовиться принять духовный сан, для чего вошел в ораторианское братство, но интересовался по большей части поэзией и философией. В итоге священником Жан Лафонтен не стал, получил от отца его должность и – по настоятельному совету родителя – женился на Мари Эрикар, которой было 14 лет (впрочем, в XVII в. такое замужество считалось самым обычным делом). К службе и семье молодой и увлеченный литературой Лафонтен отнесся крайне легкомысленно, быстро перебрался в Париж, где и началась его настоящая жизнь – с друзьями и поклонниками (а также поклонницами). Иногда, впрочем, Лафонтен навещал семью – если друзья очень настойчиво ему об этом напоминали. Известно, что однажды Лафонтен, уже будучи в возрасте, не узнал своего взрослого сына.
При этом с женой Мари он состоял в доверительной переписке, рассказывая ей все подробности своих романов.
В Париже Жан Лафонтен был настоящей звездой. Он получил от министра финансов Фуке крупную ренту, а жил в доме герцогини Бульонской. После её смерти Лафонтен перебрался к своему другу д’Эрвару ("Я как раз туда и направлялся!", ответил Лафонтен товарищу на искреннее предложение поселиться у него).
Принято говорить, что Жан Лафонтен дружил в столице с Расином, Мольером и Буало, но этому нет никаких доказательств. С кем он определенно дружил – это с принцем Конде, а также с мадам Лафайет и Ларошфуко. А вот ко двору Лафонтен допущен не был: Людовик XIV небезосновательно считал его легкомысленным и не любил поэта. В частности из-за этого Лафонтена долго не избирали во Французскую академию, куда он вошел лишь в 1684-м г.
На склоне лет Жан Лафонтен отрекся от ряда своих сочинений и, как говорили, исполнился благочестия.
Сборник басен, озаглавленный "Басни Эзопа, переложенные на стихи г-ном де Лафонтеном", вышел в 1668-м г. Именно отсюда Крылов взял сюжеты "Стрекозы и Муравья" и "Вороны и Лисицы". Здесь Лафонтен достаточно дидактичен – более поздние его сочинения менее назидательны и во многом отражают личные чувства поэта.