Сергей Король
Если представить себе такое странное и безнадёжное занятие, как коллекционирование обложек книг, то одним из лучших экземпляров для коллекционирования была бы… Впрочем, давайте вы угадаете сами.
Перед вами иллюстрация с обложки одной очень известной книги:
Иллюстрация похожа на постер к голливудскому фильму. Красавец-герой и героиня с глубоким декольте и вызывающим значком "Anti-Sex League". На стене висит постер грозного мужчины явно славянской внешности (есть мнение, что художник пытался изобразить в нём Сталина). Антагонистом выступает мужчина в латексном костюме, плавательной шапочке и похмельным лицом. На переднем плане нелепая кирпичная стена, которая растеклась, словно шоколадка.
Ладно, ладно, не буду больше язвить. Разумеется, вы все уже угадали.
Это обложка к американскому издания романа Оруэлла "1984". Она вышла одновременно с британским изданием от Penguin, обложка которого выглядела вот так:
Разница в дизайне обложек известных книг — это разница в культуре стран, в которых они издаются.
Лёгкая, простая, минималистичная обложка британского издания фокусирует читателя на содержимом книги. В Великобритании издательство Penguin задавало тон книжному рынку, выпуская максимально дешевые и простые книги, которые продавались на каждом углу. Долгое время слоганом издательства было "Наша книга стоит, как десять сигарет". И она действительно столько стоила.
Вот так выглядели книги, издаваемые Penguin:
В Америке ситуация была иной. Сотни мелких издательств боролись на книжный рынок, пытаясь использовать кинематографический образ, стилизуя обложки под кинопостеры. Поэтому часто случалась ситуация, подобная обложке "1984" — иллюстрация не ней не только не отражала суть книги, но противоречила ей, изображая что-то абстрактное.
Впрочем, вернёмся к книжному многообразию обложек "1984".
Одна из любимых оформительских метафор — это глаз.
Почему-то многие дизайнеры любят изображать на обложке романа "1984" глаз. По-видимому, он символизирует смотрящего за тобой Большого Брата.
Вот несколько примеров:
Вот еще несколько хороших оруэлловских обложек:
И, наконец, самая лучшая на данный момент:
Обложка книги создаётся не для того, чтобы прикрывать срам голых строчек текста. Это выражение сути книги, её лицо. Часто это лицо размалёвано дешевой косметикой в надежде привлечь внимание, иногда оно слишком хмурится или наоборот, улыбается зря. Однако пока у одной книги есть тысяча лиц, мы не потерям шанса найти среди них своё, родное.
Да, чуть не забыл. Большой брат следит за тобой, читатель "Новостей литературы"!