Алекс Росс «Послушайте»
Московское издательство Corpus выпустило по-русски книгу Алекса Росса «Послушайте». Росс, который много лет пишет о музыке для журнала «Нью-Йоркер», уже отметился на российских просторах своей работой «Дальше — шум. Слушая XX век» о главной музыке предыдущего столетия (определение «классическая» Росс не любит, считает, что оно убивает на корню всю идею и сводит на нет возможность появления в наши дни «музыки в духе Бетховена«). У Росса другие задачи — проследить те общие, как он их называет, «силовые линии» в музыке, которые объединяют The Beatles и Моцарта, Рихарда Вагнера и heavy, и т.д.
«Послушайте» как раз и является такой попыткой. Книга разбита на три раздела. Первый содержит несколько крупных эссе, дающих основные авторские установки. Они называются «Адские машины. Как технологии изменяли музыку», «Чакона, ламенто, "блюз бродяги". Линии баса музыкальной истории», «Послушайте. Пересекая границы между классикой и поп-музыкой».
Часть вторая — это биографические статьи о разных персонах музыкального мира, дающие представление о широком музыкальном сознании Алекса Росса. Это, например, «Движение по орбите. Великое путешествие Radiohead" и рядом - "Натиск стиля. Золотая середина Моцарта».
Третий блок книги состоит из статей, посвящающихся творчеству оперной сопрано-певицы Лоррейн Хант Либерсон, Боба Дилана и Иоганнеса Брамса.
Необычная подача и выраженная журналистская манера выгодно отличает «Послушайте» от той музыкальной критики, к которой привык отечественный читатель. Кроме того, книга исподволь учит, как профессионал может одним и тем же языком говорить о совершенно разных музыкантах — чтобы было и понятно, и интересно.