Перефразируя Владимира Ильича Ленина, фотографию можно назвать главнейшим из всех искусств. В мире, в котором каждый мобильный телефон — это камера, а каждый человек — фотограф, популярность и значимость приобретают люди, умеющие снимать осмысленно, уверенно и красиво.
Для таких людей мы отобрали три хороших и три неплохих книги о фотографии.
***
Роберт Капа, "Скрытая перспектива"
Роберт Капа, "Скрытая перспектива"
Одна из лучших книг о фотографии и, пожалуй, единственная фотокнига, которую интересно почитать абсолютно всем.
"Скрытая перспектива" — это мемуары военного фотографа Роберта Капы, который активно снимал фронты Второй Мировой войны. Его снимки давно стали классикой, их печатают даже в российских учебниках истории. На них храбрые воины бросаются в атаку на врага, сражаются и умирают с честью прямо перед объективом фотокамеры. Фотограф, снявший их, кажется таким же бесстрашным, сильным и умелым.
Читая мемуары Капы, узнаёшь, что всё совсем не так. Роберт описывает себя как трусливого фотокорреспондента, скользящего на гребне случайных удач, словно серфенгист. Его главная заслуга и причина успеха — самоирония и развитое воображение.
"Скрытая перспектива" здорово учит именно этим качествам. Она учит искать необычное в обычном и с юмором относиться к своей жизни. Эти два главных умения любого фотографа окажутся полезными любому человеку.
***
Павел Косенко, "Живая цифра"
Павел Косенко "Живая цифра"
Первая книга известного российского фотоблогера и путешественника — о том, как ценить свои фотографии и принимать их такими, какие они есть.
Заслуга "Живой цифры" — в выработке самоуважения фотографа. Косенко убедительно рассказывает о том, что зеленоватая кожа и контровый свет в портрете — это ваше видение ситуации и единственно правильный взгляд на вещи. Он учит относиться к своим снимкам как к объектам искусства, изначально субъективным.
"Живая цифра" написана достаточно легко и читается за несколько часов. Солидную часть книги составляют весьма специфичные знания о процессах постобработки и специальных программах RAW-конвертации — при желании эту часть можно смело опустить. Кстати, с недавних пор книгу можно скачать по системе "плати сколько захочешь".
***
Майкл Фриман, "Взгляд фотографа"
Майкл Фриман "Взгляд фотографа"
"Взгляд фотографа" — это хороший фундамент для любительских и профессиональных занятий осмысленной фотографией.
Почему осмысленной? Потому что книга помогает подвести систему под своё искусство, сделать фотографию логичной, понятной. Подобное достигается изучением известных снимков прошлого, пониманием их целей и средств, которыми шедевры получались. Фриман рассказывает о фотографии как искусстве, со своими звёздами, законами, секретами и хитростями.
Одно из главных достижений книги — она учит "читать" фотографии, особенно свои. Она учит перфекционизму и скептицизму по отношению к своим снимкам, учит отметать плохое и отбирать лучшее из хорошего.
Её единственный минус — "обовсёшность" Фримена, желание запихнуть в одну книгу все знания, которыми он хочет поделиться. Такой подход опускает книгу с полупрофессионального уровня на любительский и порой немного раздражает.
А вот еще несколько книг о фотографии:
Владимир Левашов, "Лекции по истории фотографии"
Название книги выглядит немного обнадёживающим, но на деле разобраться в солидном труде Владимира Левашова оказывается весьма непросто. Это концептуальная книга, освящающая какие-то очень глубокие и теоретические основы фотографии. Можно посоветовать её любителям трудных, философских книг.
***
Сьюзен Сонтаг, "О фотографии"
Еще один сборник писем, дневников и эссе в фотографическо-концептуалистическом виде. В книжке Сонтаг нет фотографий, есть просто размышления и наблюдения Сьюзен. Самая интересная мысль из книжки — о неспособности фотографа влиять на происходящее.
***
Анри Карьте-Брессон, "Воображаемая реальность"
У гениального, самого известного в мире фотографа есть талант к запечатлению реальности, но таланта хорошо описывать свои впечатления, к сожалению, нет. Поэтому его крохотная, в 120 страничек, книжка, прочитывается за час и почти ничему не учит. К счастью, хотя бы создаёт приятное фотографическое настроение.