Виртуальная экскурсия по булгаковской Москве

Издательство Текст отметит 25-летний юбилей

Булгаковская Энциклопедия
Я в восхищении!
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус.
Маэстро! Урежьте марш!



Энциклопедия
Энциклопедия
Булгаков  и мы
Булгаков и мы
Сообщество Мастера
Сообщество Мастера
Библиотека
Библиотека
От редакции
От редакции


1 2 3 4 5 6 Все

 



Назад   :: А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  П  Р  С  Т  Ф  Х  Ч  Ш  Ю  Я  ::  А-Я   ::   Печатная версия страницы

~ Новости литературы ~

04-06-2013 Издательство "Текст" отметит 25-летний юбилей

Елена Соковенина 

Сундук старого пирата и другие сокровища

сундук с сокровищами

Итак, приключения. Принцы инкогнито, сокровища пиратов, внезапные родственники, коварные злодеи и отъявленные мошенники. И герои! Кому бы и на что иначе сдались все эти штуки, если бы не было тех, кто смелее нас, решительнее нас, голыми руками вырвет счастье из глотки неудач и не сдается даже тогда, когда, кажется, нет шансов на победу? Никому бы и ни на что они не сдались. Знаете, какой главный вопрос приключенческого романа? "Чего ты стоишь?".

Ветер воет, море злится, —

Мы, корсары, не сдаем.

Мы — спина к спине — у мачты,

Против тысячи вдвоем!

(Пиратская песня, которую взял эпиграфом Джек Лондон к своей книге "Сердца трех")

Нам очень хотелось добавить к старым, любимым книгам, новые, не хуже, а, может быть, даже лучше старых. Но они, кажется, куда-то подевались. Точнее, кое-что есть, но отчего-то вызывает умеренное волнение, умеренную радость и забывается, как только мы сообщаем знакомым: "Ничего. Читать можно".

Пробовали вы перечитывать то, что любили в двенадцать-пятнадцать лет, в тридцать, в сорок? Дальше мы не станем продолжать. Да, совсем не все книги, которые нам нравились когда-то, выдерживают проверку нашим возрастом. И нашим временем — особенно нашим. Мы сейчас не нуждаемся в длинных описаниях красот природы, а смотрим фотографии в социальных сетях, если только сами не можем поехать и посмотреть. Мы улыбаемся, когда встречаем портреты персонажей вроде: "Весь вид его сообщал, что это был отъявленный злодей". Нам достаточно нескольких жестов героя, чтобы понять его душевное состояние, а если это состояние занимает больше, чем два-три абзаца, нам делается скучно.

Многие книги не выдерживают проверки временем и нашим возрастом. Если бы эту историю описывал какой-нибудь автор приключений, то она, вероятно, выглядела бы так:

Трагедия Острова Сокровищ. Крах Луи Буссенара. Как был забыт Робинзон Крузо.

Теперь, с вашего позволения, мы закончим нашу маленькую панихиду. Потому что кое-что все-таки выдержало, устояло. И, значит, пойдет дальше с нами и нашими детьми (вы же не забыли, что читать нужно вместе с ними?). Мы не можем привести здесь все, но будем периодически приносить вам новые названия. Итак, сегодня:

 

Роберт Льюис Стивенсон «Приключения титулованной особы» («Приключения принца Флоризеля»)

Роберт Льюис Стивенсон. Приключения принца Флоризеля

Скромный принц Богемии до того скромен, что почти всегда прогуливается инкогнито. Это единственный способ узнать что-нибудь интересное: возможно, какое-нибудь дело потребует его вмешательства. Возможно, удастся спасти какого-нибудь отчаявшегося. Вмешаться в какое-нибудь черное дело и испортить злодеям весь праздник. Одним словом, принц ищет приклю… возможности совершить что-нибудь полезное. И нет-нет да и находит: мало ли, кто по глупости окажется членом Клуба Самоубийц; мало ли, кому подсунут в комнату труп, чтобы отвести от себя подозрения в убийстве; наконец, есть вещи вроде алмаза раджи, которые просто нельзя доверять простым смертным. Они непременно влипнут в неприятность. Так что без принца Флоризеля никак нельзя.

«Это был человек замечательный, даже если судить на основании того немногого, что было известно всем; известна же была только ничтожная часть его подвигов.» 

"Глаза его, казалось, вылезали из орбит, голова неудержимо тряслась, руки беспрестанно поднимались ко рту, хватаясь за дрожащие, пепельно-серые губы. По всей видимости, наслаждение, которое испытывал почетный член клуба Самоубийц, носило в самом деле характер весьма своеобразный."

 

Эдуард Гранстрем «Елена Робинзон»

Эдуард Гранстрем «Елена Робинзон»

Всякая девушка старше 9 лет и до глубокой старости время от времени мечтает оказаться на необитаемом острове. Чтобы никто не приставал с глупостями, что, мол, там опасно, сям нехорошо и вообще, положи топор, девушки так не делают. Но в то же время приносил какую-нибудь пользу. Немножко. Все-таки необитаемый остров. Скажем, если бы рядом был отец, но отцы такая публика, что… ну, пусть это будет слепой отец. Вот вы смеетесь, а между прочим, это одна из тех редких книг, где трогательный язык не исчах и не покрылся плесенью со временем, а предложение какого-нибудь доброжелателя пролистать описания природы, скорее всего, вызовет встречное предложение вроде: "Брысь, кому говорят!"

Если бы Жюль Верн писал для девочек от 10 лет, он, вероятно, написал бы отличную книгу, в которой не юноша, но девушка оказывается в роли Робинзона… но мсье Верн мыслил масштабно, самому Дефо было бы неудобно писать еще раз на одну и ту же тему, а потому заняться приключениями юной особы на необитаемом острове пришлось известному на рубеже XIX-XX веков издателю и писателю Эдуарду  Андреевичу Гранстрему. Тем более, что издательство Гранстрема вообще занималось юношеской литературой.

Подозреваем, что эта книга окажется для многих новой. Хотя это и странно: на ней выросли несколько поколений наших бабушек и дедушек. Нам известны, кстати, и мальчики, которые любят эту книгу — им сейчас от сорока до восьмидесяти.

"— Елена, что ты там делаешь? — окликнул её отец, встревоженный продолжительным молчанием дочери.

— Ничего, папа, я засмотрелась! Какой отсюда чудесный вид! — отозвалась девушка, очнувшись от своих дум.

Она подняла топор и едва успела коснуться гибкой ветви, как висевшие на ней зрелые плоды с шумом и свистом полетели вниз и, ударившись о землю, далеко откатились от дерева."

 

Джек Лондон «Сердца трех»

Джек Лондон «Сердца трех»

В свое время, а было это в 1918 году, писатель взялся за этот роман, чтобы внести разнообразие в список киносюжетов. Его попросил об этом режиссер Чарльз Годдард — тот самый, выпустивший "Опасные приключения Полины", "Приключения Илейн" и другие авантюрные сериалы, собирающие каждый вечер толпы зрителей. Ему требовалось что-то новенькое. Роковые женщины и томные любовники расплодились так, что даже детективный сюжет был не в состоянии поправить дело. Пока сборы не рухнули, требовалось найти других героев. И Джек Лондон, уставший от скучающих обывателей, только и находящих в жизни, что поглазеть на чужую красивую жизнь, придумал современных авантюристов, авантюристов по крови. Потомков тех самых, настоящих. Тех, кто потерял уже всякую связь с своими славными предками, но чья душа знает, помнит и приведет, куда нужно. А их славный предок — пират капитан Морган, чье имя заставляло зеленеть от ужаса других капитанов, наверняка все знал. И только сделал вид, что все дело — в зарытых где-то на острове сокровищах. Которые ищут одновременно два наследника, богатый и бедный: Френсис и Генри Морганы.

"— Эй, молодой человек, может хоть свою визитную карточку мне оставите? — крикнул ему вслед победитель.

— Визитных карточек головорезам не оставляют, — бросил через плечо Френсис, прыгая в каноэ и отталкиваясь веслом от берега. — А фамилия моя — Морган.

На лице незнакомца отразилось величайшее изумление."

"— Я знаю, как это бывает: сам однажды свалился с лошади, — сочувственно заметил его странный родственник, наливая ему большую кружку ароматного черного кофе."

 

Константин Сергиенко «Бородинское пробуждение»

Константин Сергиенко «Бородинское пробуждение»

Можно ли представить себе человека, который двадцати лет перебрался за границу, чтобы правдами и неправдами прослушать курс лекций в Гейдельбергском университете, зарабатывая на эти лекции в портах или на виноградниках? А потом выдать себя в России за ученого немца, потому что только иностранец может добиться денег на проведение опытов? Артистичного жулика, инженера, реализующего при помощи авантюр свои идеи? Что, трудно? Такие только в книгах бывают? И да, и нет. Во-первых, такие люди бывают на самом деле. А во-вторых, на целую эпоху их приходится так немного, что если бы не они не становились героями книг, мы, пожалуй, никогда бы о них не узнали. А знать о них нужно. Потому что мечты, как известно, существуют, чтобы становиться реальностью, а у нас с вами вечно не хватает  пороху. Это первое главное.

Второе главное. Ой-ой, скажете вы, Бородино. Все эти битвы, гусары, наполеоны — ох, нет. Ни за что. Но однажды наступает момент, когда вам в руки попадает книга или фотография, и вы вдруг узнаете свой дом, свою улицу, все те места, где гуляли маленьким, к которым привыкли и от которых совсем не ждали сюрпризов. И все, вам уже не поможешь. Вы начинаете рыскать, перебирать старые альбомы и журналы, копаться в уже известных книгах, потому что вам показалось, что некие люди связаны с другими некими людьми, — словом, вы, наконец, понимаете. Потом оказывается, что у каких-нибудь ваших знакомых из совершенно другого города имеются истории, связанные с вашим, и только тогда жизнь становится настоящей. Вы начинаете видеть, слышать, понимать — и остается только удивляться, как вы чуть было не проспали собственную жизнь.

"– Мсье Фальковский уже три месяца не дает мне покоя. С начала работ над воздушным шаром он приставлен здесь главным надсмотрщиком, шпионом, если хотите. Любая молва вокруг шара вызывает в нем священный трепет. Он сразу начинает рыскать, искать виноватых, запирать людей в карцер и писать докладные.

– Он не показался мне таким полицейским простаком.

– Oh la, la! – Леппих свистнул. – Он не простак, далеко не простак. Но я все-таки ловко над ним подшутил. Представляю, как он всполошился, когда я выкатил в вашем мундире!."

"– Аэростаты! Разве в них дело! – он взмахивал рукой. – Но даже французский император давал на них деньги! Деньги, мне нужны были деньги и целые годы на опыты!"

 

Рафаэль Сабатини «Одиссея капитана Блада»

Рафаэль Сабатини «Одиссея капитана Блада»

Говорят, прототипом этого романа стал Генри Морган — бывший раб, флибустьер, ставший вице-губернатором Ямайки. Автор, вообще испытывавший слабость к пиратам, изучал историю пиратства, все биографии, какие мог достать и к 1922 году, когда был издан роман, вероятно, сам недурно управился бы с ролью капитана пиратов. Но хитрые издатели предугадали такое развитие событий: они достаточно платили знаменитому писателю. Мы, упаси боже, не призываем дорогих читателей идти в пираты. А то, неровен час, встретились бы где-нибудь в волнах Балтики. Но все-таки история капитана Блада, как и вообще всех книг такого сорта, целебна не меньше лекарств, которые он давал своим пациентам в бытность врачом. Все о том же: "Чего ты стоишь?"

"Питер Блад, бакалавр медицины, закурил трубку и склонился над горшками с геранью, которая цвела на подоконнике его комнаты, выходившей окнами на улицу Уотер Лэйн в городке Бриджуотер." 

"Покачиваясь на волнах, "Милагроса" медленно двигалась вперёд; в её борту зияли огромные дыры, фок-мачта была разбита, а в натянутой над палубой сетке чернели обломки рей. Нос корабля был изуродован: одно из ядер разорвалось внутри огромной носовой каюты, превратив её в щепы."

По материалам сайта: Новости литературы
« Назад Наверх Наверх




Домен и сайт продаются
info@bulgakov.ru


Читальный зал

Каталог книг Labirint


 
 
© 2000-2024 Bulgakov.ru
Сделано в студии KeyProject
info@bulgakov.ru
 
Каждому будет дано по его вере Всякая власть является насилием над людьми Я извиняюсь, осетрина здесь ни при чем Берегись трамвая! Кровь - великое дело! Правду говорить легко и приятно Осетрину прислали второй свежести Берегись трамвая! Рукописи не горят Я в восхищении! Рукописи не горят Булгаковская Энциклопедия Маэстро! Урежьте марш! СМИ о Булгакове bulgakov.ru