Елена Соковенина
"Проверено родителями"
Что за история: читаешь хорошие, умные книги, в которых так просто и понятно изложено, что приблизительно в голове у вашего ребенка и как со всем этим обращаться. А потом как войдешь в этот сынарник, как услышишь от собственного дитяти этот тон, как… ой.
- Нормальный тон, — нахально заявляет дитятко и делает такое, знаете, лицо. На котором написано, что вы просто вредная зануда и получаете удовольствие, сверля мозг собственного ребенка.
Между тем, обычно хорошие, умные книги в таком деле как воспитание не работают. По крайней мере, для тех, кто ждет готовых рецептов. Этим людям стоит посочувствовать. А главное, чем старше мы становимся, тем сложнее выбирать книги. То, что читалось в свое время и казалось тогда правильным, теперь кажется или бесхребетным попустительством, или непрошедшими обидами невыросшего дитяти, пробившегося в психологи, или просто бессмысленным набором слов.
Книг по воспитанию — бесчисленное количество, и нет от них никакой пользы.
«Не читаете педологической литературы? Это вы серьезно говорите?
- Не читаю вот уже три года.
- Но как же вам не стыдно! А вообще читаете?
- Вообще читаю. И не стыдно, имейте в виду. И очень сочувствую тем, которые читают педологическую литературу.»
(А. Макаренко. "Педагогическая поэма")
Но есть же какие-то хорошие книги? Они должны быть! Кто-то должен спасать нас, родителей. Какая-нибудь волшебная сила должна помочь нам не прибить наше родительское счастье на месте и не кричать на него страшным голосом, а направить наши слова и поступки на то, чтобы оно учило уроки и убирало свою комнату. И не оскорбляло бы, не обижало этим своим "нормальным" тоном, от которого кажется, что в доме завелся враг и он нас ненавидит.
Тем временем родительское счастье сообщает нам трагическим тоном: "Это ты меня ненавидишь!". Потом показывает язык и закрывается в своей комнате, и слушать ничего не хочет.
Да, книги по воспитанию нужны. Но это должны быть не простые книги, а проверенные. Не психологические теории, как бы складно они ни звучали. Пусть они останутся на долю тех, кому предназначены: специалистов. И не добрые советы с картинками, выданные по рекомендации милых, молодых и бездетных заведующих секциями "Психологическая литература" в магазине. Нужные нам книги говорят с нами не терминами и правилами, а человеческим голосом. Их признали "работающими" сами родители.
Еще раз: готовых и эффективных рецептов "как воспитывать" нет и никогда не будет. Есть только люди, которые понимают проблему достаточно, чтобы оценить ее с обеих сторон — родителя и ребенка. Сами родители. Те, кто в состоянии перевести с детского на взрослый и обратно. Те, кто не только помнит, как сам был ребенком, но и повзрослел достаточно, чтобы понять: только помнить — мало. Нужно… знаете, нужна ведь сущая ерунда: быть добрым, но требовательным, не раздражаться по пустякам, но и не списывать в пустяки важные вещи, уметь сделать так, чтобы нас слушали и иметь снисхождение к поступкам этого человека, который так любит попревращать нашу жизнь в ад. Все описанное лежит где-то между словами "благородство" и "строгость", и представляет собой самую трудную дисциплину на свете: любить ребенка.
Кстати, в качестве воспитательных наши братья и сестры по счастью рассматривают не только специальную литературу, но и художественную. Как правило, такие книги написаны на автобиографической основе и среди героев там действуют папы и/или мамы. Тоже списанные с настоящих.
Итак, вот, что рекомендуют сами родители:
***
Януш Корчак «Как любить ребенка»
Януш Корчак «Как любить ребенка»
"…А не хватает нам любви к детям. Не хватает самоотверженности — родительской, педагогической. Не хватает сыновней, дочерней любви."
"Вместо того чтобы наблюдать, чтобы видеть и понимать, берется первый пришедший в голову пример «удачного ребенка» и перед собственным ребенком ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться. Невозможно, чтобы сын состоятельных родителей стал ремесленником. Лучше пускай будет несчастным школяром и человеком без моральных устоев. Не любовь к ребенку, а эгоизм родителей выходит тут на первое место, не счастье личности, а амбиции семейного сообщества, не поиски своего пути, а железная поступь шаблона".
Януш Корчак «Король Матиуш Первый»
Януш Корчак «Король Матиуш Первый»
"– Я разделяю мнение уважаемого коллеги, – сказал государственный казначей.
– Как же он будет проверять счета или отдавать распоряжения, сколько чеканить новых денег, не зная таблицы умножения?
– Это еще полбеды, господа! – вмешался военный министр. – Короля-мальчишку никто слушаться не будет. Разве он справится с генералами и солдатами?"
Людмила Петрановская «Что делать, если…»
Людмила Петрановская «Что делать, если…»
"…Выходит, от страха есть польза. Он нас бережёт от глупостей, предупреждает, чего не стоит делать. Даже слова похожие: "СТРАХ" и "СТРАЖ". Спортсмены или циркачи, когда друг друга поддерживают во время сложных прыжков, так это и называют — "страховать". То есть оберегать от падения. У альпинистов верёвки специальные есть — страховочные. Чтобы не сорваться в пропасть".
"…Но иногда страх не помогает, а мешает. Сильно испугавшись, человек плохо соображает, у него руки-ноги отнимаются. Это плохой страх, он не бережёт, а губит. Вот от него каждому полезно избавиться! Но как, если… действительно страшно?! Вспомни: когда страх ужаснее всего? КОГДА ТЫ НИЧЕГО НЕ МОЖЕШЬ".
Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
«Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому«.
«Часто родители спрашивают: "Если я принимаю ребенка, значит ли это, что я не должна никогда на него сердиться?" Отвечаю. Нет, не значит. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но выражать особым образом. И об этом мы будем много говорить позже«.
Лев Кассиль «Кондуит и Швамбрания»
Лев Кассиль «Кондуит и Швамбрания»
"Вихрь, ураган, циклон, самум, смерч, тайфун обрушился на нас! Папа бушевал. Он назвал нас варварами и вандалами. Он сказал, что даже медведя можно научить ценить вещи и бережно обращаться с ними. Он кричал, что в нас заложен разбойничий инстинкт разрушения и он не потерпит этого инстинкта и вандализма.
- Марш оба в «аптечку» — в угол! — закричал в довершение всего отец. - Вандалы!!!
Мы поглядели друг на друга и дружно заревели.
- Если бы я знал, что у меня такой папа будет, — ревел Оська, - ни за что бы в жизни не родился!
Мама тоже часто заморгала глазами и готова была «капнуть». Но это не смягчило папу. И мы побрели в «аптечку». «Аптечкой» у нас почему-то называлась полутемная проходная комната около уборной и кухни. На маленьком оконце стояли пыльные склянки и бутылки. Вероятно, это и породило кличку. В одном из углов «аптечки» была маленькая скамеечка, известная под названием «скамьи подсудимых». Дело в том, что папа-доктор считал стояние детей в углу негигиеничным и не ставил нас в угол, а сажал".