Ника Налёта.
Наверняка большинство читателей «Новостей литературы» видели в Сети эту карикатуру: современные дети с гаджетами нашли на прогулке диковину — бумажную книгу! Тычут в неё прутом, опасаются, по ходу инстаграмят. Если не видели, мы сейчас покажем. Вот:
дети нового времени увидели старую-добрую книжку
Рисунок этот вызвал не одну волну комментариев. Иногда они перерастали во взволнованные полилоги. Часто даже нецензурные. И, конечно, объединенные в основном лейтмотивом «бедные дети, они уже не узнают книжек, их захватили планшеты и смартфоны«.
Что ж, отрицать степень влияния электронных устройств на жизнь сегодняшнего подрастающего поколения было бы глупо. Она (в зависимости от региона проживания, дохода и семейных установок) если не огромна, то точно значительна. Но имеет ли это реальное отношение к книгам? Тем, которые напечатаны типографской краской на бумаге?
Здесь следует сразу сказать, что по ходу обсуждений вот этой карикатуры одним из основных аргументов в защиту современной малышни было то, что её отдельные представители любят, когда им читают и прекрасно разбираются в литературе своей возрастной группы.
На что не раз отвечалось: да, маленькие дети любят слушать, когда им читают, но ведь у родителей у самих всё больше букридеры и планшеты, а в планшетах — интерактивные сказки с ходящими и говорящими героями. И вырастают наши детки без понятия о книжках, а там ещё какие-то десять-двадцать лет — и прощайте, родные тома. Привет, предсказанная фантастами техногенная эра. В ней дети с зажатыми в ладошках коммуникаторами будут тыкать в коленкоровый переплёт прутом… С другой стороны, а что делать — всё меняется!
Что ж, отрадно знать, что жизнь вносит свои коррективы даже в такие стройные рассуждения.
Буквально тем же вечером, когда злосчастная картинка появилась в интернете, автор этих строчек взялась читать своей дочери четырех лет от роду книжку на ночь. Есть у нас такая добрая традиция, которую и захочешь — не нарушишь, потому что четырехлетние девочки обладают самыми обширными арсеналами неконвенционного оружия, если что не
замок Людоеда — тот самый момент…
по ним. И вышло так, что в ветхом издании, которое в свое время вдоль и поперек осваивала еще девочкина мама, оказалась утеряна одна страница. Найти «Волшебника Изумрудного города» в Сети не проблема, а прерывать чтение вечерней порции, едва начав — нехорошо. Поэтому девочкина мама сразу схватилась за ноутбук, быстро отыскала размещенную для чтения онлайн книжку — даже с теми самыми иллюстрациями Леонида Владимирского! — и начала читать. Но не тут-то было! Бдительный ребенок сразу возразил: что это ты читаешь? Это не книжка! Мама ответила — в книжке, понимаешь ли, потерялась одна страничка. А в интернете есть вся история. Я тебе почитаю кусочек, которого нет в книжке, с компьютера, хорошо? Нет, нехорошо! — отвечала девочка четырех лет (на периферии уже заводились двигатели бомбардировщиков, заряженных снарядами с серной кислотой). Нехорошо! Это не по настоящему! По-настоящему читают только книжки, а это какой-то… какой-то интернет! Мама попробовала последний аргумент: но ведь текст тот же самый. На что услышала ответ: а не важно, какой текст. Читать надо из книжки!
Вот так. Нужно отметить, что с тех пор прошло довольно много времени, а девочка так и не сменила своего отношения к чтению с компьютеров, планшетов и электронных книг. Пусть там будут какие угодно картинки. Потому что это — ненастоящее чтение.
И можно было бы сказать — в данном случае у нас единичный экземпляр. Но недавно девочка и её мама путешествовали поездом. В котором — вот тут никак нельзя было не оценить облагораживающего влияния гаджетов на нашу жизнь — всё было тихо, чинно, никто не пил спиртного и даже не ел курицу. Зато из каждого купе выглядывал шнур ноутбука и виднелись сосредоточенные спины — то детские, то взрослые. А в одном купе мальчик лет шести забавлялся с айпадом. Забавляться ему, видимо, надоело, и он начал тиранить расположившуюся на той же полке маму на предмет почитать. И когда мама со вздохом оторвалась от смс-переписки и взялась за планшет, мальчик громко, так, что в коридоре было отчетливо слышно, сказал: «Я не хочу так! Достань книжку! Айпад — это же только чтобы играться. На нем читать не по-настоящему».
Сложно сказать, сколько истины в этих младенческих глаголах, и есть ли она там. Потому что многим из нас по вполне объективным причинам (например, из-за скачущих по голове детей) гораздо удобнее читать с помощью ридера или смартфона. Но совершенно очевидно, что дети чувствуют уникальную природу книги, её, если угодно, предназначение. И чем больше гаджетов — тем более определенным в своей миссии кажется детям этот предмет. Книга — для чтения! Остальное — только игра и еще «какой-то интернет».
А это ли не истина?..