читатели в метро
Интерактивная библиотека в метро — новый проект, идея которого была позаимствована от зарубежной сети любителей чтения. «Новости литературы» уже писали о похожей библиотеке в метро Нью-Йорка. Идея появилась благодаря учениками школы рекламы Miami Ad School в США: первоначальный вариант предполагал, что читатель бесплатно скачивает к себе в смартфон первый десяток страниц книги, и читает их в поездке. Если он заинтересовался, то находит карту, где указана ближайшая библиотека – там книгу можно прочитать целиком.
По словам руководителя департамента СМИ и рекламы Москвы, для этого будут нужны только плакаты в вагонах метро, имитирующие книжные полки. Технология NFC (Near-Field Communication) позволит владельцам смартфонов скачать начальные страницы книги, а на выходе из подземки в телефоне будет появляться карта ближайших библиотек, где эта книга есть в полном бумажном варианте. Московская мэрия надеется, что метро-библиотека будет иметь успех.
А вот Николас Коро, спикер Гильдии маркетологов, настроен не столь оптимистично, хотя и поддерживает идею. С его точки зрения, десяток страниц – слишком много, по современным исследованиям, оптимально будет предоставлять 3-5 страниц.
Профессиональные библиотекари и вовсе полны скептицизма. Они указывают на разницу в системах библиотек Америки и России: в Москве нельзя взять книгу в одной библиотеке, и вернуть ее в другой, пользуясь только карточкой социального страхования; нужна регистрация в библиотеке; нужен, в конце концов, единый каталог фондов – а он находится еще в стадии формирования.
Евгений Евдокименко, руководитель исследовательского направления компании ComNews Research, предрекает технические сложности: в России система NFC распространена крайне мало, и даже владельцы смартфонов с этой функцией зачастую о ней не знают. Скорее всего, придется менять эту технологию на более распространенные Bluetooth, QR-код или Wi-Fi.