Джоан Роулинг. Случайная вакансия
Это случилось. Не зря адепты естественных наук уверены в том, что рано или поздно количество переходит в качество. И речь сейчас, вопреки предположениям, не о семи томах «поттерианы», которая как бы для детей, и одной-единственной «Случайной вакансии», вроде бы для взрослых. Нет, речь о многоголосом хоре, звук которого, рассредоточившийся во времени и пространстве, заклинал собой т.н. «настоящую литературу», «ту самую классику» — явись! Сделай, как раньше, покажи им, этим хипстерам с Уэльбеком и Кутзее в рюкзаках, этим яппи,прячущим в бардачках Мураками, этим престарелым толкиенистам, уже давно тайком пописывающим в сборники фэнтези-антологий — покажи им Настоящий Роман!
Этот голос, он многих раздражал, притом среди этих многих не раз оказывались те, кто действительно уже не отказался бы почитать чего-нибудь эдакого, в лучших традициях, вместо очередного удушения своего эго в американском ресторане или расчленения несложного внутреннего мира забубенного торчка из Эдинбурга. Но хор поборников чистоты чего бы то ни было, особенно литературы, он традиционно раздражает. И нормальный человек, который откровенно устал разбираться в сложных отношениях персонажей, утомленных нежарким амстердамским солнцем, и за горячими скандинавскими суперменами тоже не угонится, — такой человек втихую себе почитывал завалявшийся в ванной (назовем это политкорректно) томик «Гарри Поттера» и ни о чем таком не думал. Но количество действительно перешло в качество, Господь услышал даже самые занудные молитвы, прошедшая боевое крещение историей века писательница взялась за клавиатуру — и в маленьком британском городе Пэгфорде в день годовщины собственной свадьбы скоропостижно умирает от аневризмы член городского совета Барри Фейрбразер.
Кто он такой? Депутат, как сказали бы у нас? Несомненно. Активист? Пожалуй, слишком пафосно. Барри был самым обычным человеком, но у него было несколько особенностей. Он вырос в неприглядном предместье, фактически в гетто — и у него был дар любить и понимать людей. А теперь его больше нет, и место в городском совете свободно. Вот только те, кто может его занять… впрочем, это уже подробности, которые следует читать самим. Как, впрочем, и всю книгу. Читать — и радоваться, что она, хоть и не семитомная, но — достаточно обширная, чтобы как следует насладиться мастерством автора, вобравшего всё лучшее из английской классики — точность, четкость, беспристрастность, от Диккенса до Ивлина Во, вобравшего — и оставшегося собой.
Несмотря на монументальное полотно, достойное самых традиционных и самых наполненных классических произведений, а значит, неизбежно привлекающее внимание искателей плагиата, «Случайной вакансии» удалось стать отнюдь не постмодернистским, а самым что ни на есть классическим, «в лучших традициях» произведением — и при этом невероятно захватывающим, интересным, привязывающим к себе. Ну — собственно, как и «Поттериана». Только «Случайная вакансия» написана чище, солиднее, если можно так выразиться, дороже. Что не делает книгу менее доверительной, менее искренней и менее честной. Она похожа на самую классическую классику — и она совершенно оригинальна!
Еще одна особенность «Случайной вакансии»- здесь нет откровенно отрицательных персонажей. Есть неприятные — но их, как выясняется, можно понять и если не пожалеть, то оценить их реальные обстоятельства (на что, как быстро становится ясно, и направлены скупые и точные, абсолютно беспристрастные слова автора). Полифония образов огромна, но заданная в романе мелодия ни разу не сбивается на фальшь, а каждая линия играет свою особую партию в составе большой симфонии. Всё как в старой доброй классике, одним словом — и всё чертовски современно. Кто-то, прочтя книгу «по диагонали», увидел в ней социальный памфлет — что ж, возможно, но ровно настолько, насколько «Над пропастью во ржи» — это книга о трудном подростке, а «Преступление и наказание» — детектив с несколькими неизвестными. Мелькавшее кое-где сравнение с Джонатаном Свифтом, конечно, лестно — но в том-то и дело, что ни технически, ни тематически это не Свифт. Это — Джоан Роулинг!.. Интересно, современно, но при этом так, как будто это было всегда.
Какой же в итоге вывод? Вывод только один. Джоан Роулинг, как Северусу Снейпу*, — можно доверять. В случае с Роулинг — ей можно и нужно доверять «настоящую литературу».
Ника Налёта.
_____________________________________________________________________
* I trust Severus Snape -популярный мем, появившийся после выхода шестой книги Джоан Роулинг о Гарри Поттере, в финале которой профессор Северус Снейп убивает директора школы волшебства Альбуса Дамблдора, бесконечно Снейпу доверявшего. Фанаты, убежденные в том, что Дамблдор и Снейп заранее планировали такой исход и профессору можно доверять, настаивали на этом — и не ошиблись!