Эрнст Теодор Амадей Гофман и его персонажи
«Новости литературы» поздравляют читателей с днем рождения одного из самых интересных, необычных и талантливых авторов Европы: 24 января 1776 года в Кенигсберге (ныне — Калининград) родился Эрнст Теодор Амадей Гофман.
Большой поклонник Моцарта, он изменил свое третье имя с "Вильгельм" на "Амадей", чтобы выразить признательность великому композитору. Интересно, что и сам Гофман был талантливым композитором – свои музыкальные шедевры (оперы «Аврора», «Ундина», «Русалка» и др.) он создавал под псевдонимом Иоганн Крайслер.
Юрист по образованию, Гофман решил связать свою жизнь с государственной службой, а рисованием и музыкой занимался на досуге. В первые годы после окончания Кенигсбергского университета он работал в разных чинах, однако особых доходов это не приносило. Попытки всерьез заняться творчеством также приводили лишь к бедности. Став завсегдатаев местных винных погребков, Гофман нередко засиживался здесь до утра, а вернувшись домой, писал такие жуткие, полные мистики рассказы, что они порой приводили в ужас его самого.
Он был журналистом и адвокатом, издателем и дирижером, выпускал альманахи и оформлял чужие произведения, словом, был одарен весьма разносторонне, но не смог извлечь из этого ни славы, ни денег.
Длинная череда сказок и повестей Гофмана полна вымысла, фантазий, грациозного веселья, соседствующего с мрачно-болезненными картинами и жесткой сатирой. В родной Германии Гофман при жизни признания не нашел, однако его произведения стали популярны в других странах Европы, а также в Канаде и США. К слову, знаменитый кот Мурр существовал на самом деле. Домашний любимец Гофмана, ставший прототипом для романа "Житейские воззрения кота Мурра", не дожил до выхода второй части книги (умер в 1821 году).
Через год, 25 июня 1822 года, в 46 лет скончался и его хозяин. Однако и на смертном одре Гофман предпочел шутить и со свойственными ему остроумием и фантазией рассказывать истории, которые происходили с ним. Похоронен Гофман на Иерусалимском кладбище в Берлине.
Творчество Гофмана оказало сильное влияние на многих писателей — в первую очередь, конечно, на Вильгельма Гауфа, но отметим, что Федор Михайлович Достоевский прочел всего Гофмана сначала по-русски, а потом и по-немецки, а Виссарион Белинский сказал, что это "один из величайших немецких поэтов, живописец внутреннего мира".