Камкин А.К., к.ф.н.,
Ведущий научный сотрудник Центра германских исследований
Института Европы РАН
Рецензия на книгу Э. Тополя "Бисмарк. Русская любовь железного канцлера".
* * *
Эдуард Тополь «Бисмарк. Русская любовь железного канцлера»
Для ученого, привыкшего к сухому языку исследований, документов, статистических сборников, непростое дело оценивать произведение беллетристики, да еще посвященное такой пикантной теме, как любовные связи Железного канцлера. Однако, автор настолько умело вплел сюжетную линию романа Екатерины Орловой и Отто фон Бисмарка в общую канву исторического процесса мирового масштаба, где, по словам Освальда Шпенглера, гештальты сталкивали великие действительности, что при прочтении романа складывалось впечатление, что перед глазами разворачивается пестрое полотно исторических событий, где мы видим императоров, посланников, агентов, а на заднем фоне чуть поодаль огромный рейхсканцлер прогуливается с воздушной возлюбленной.
Всегда бывает так, что в любой книге каждый читатель видит, прежде всего, то, что он хочет увидеть. Ценители любовных романов будут размышлять об отношениях Кэтти и "дядюшки", ломать голову над тем, был ли это классический треугольник или все же хитрый дипломатический трюк. Любители истории, безусловно, оценят приведенные автором воспоминания очевидцев о событиях тех лет, когда Отто фон Бисмарк творил свою Империю и одновременно будут пытаться найти хоть какую-то зацепку, позволяющую упрекнуть автора в чересчур вольной трактовке фактов.
Фактов в романе действительно хватает с избытком. Воспоминания современников, вставки из мемуаров самого Бисмарка, дают в конечном итоге детальную картину жизненного пути, пожалуй, одного из самых успешных немецких политиков. Не случайно, Бисмарка по сей день цитируют и в Германии, и еще больше в России. И это не удивительно. Особые отношения, сложившиеся в тот исторический период между нашими странами, служили залогом мирного сосуществования. Следует вспомнить и Договор о подстраховке 1887 г., когда Россия и Германия негласно заключили де факто военный союз, и упомянутую автором помощь России со стороны Пруссии во время восстания в Польше… Резкая смена курса, последовавшая после отставки Бисмарка, перечеркнула не только всю русскую политику канцлера. Она дала толчок к новой перекройке европейской карты коалиций и фактически сделала неизбежной Мировую войну. Ирония судьбы – безопасность всей Европы порой находилась в руках одного человека. Это ли не роль личности в истории?
Чего в романе больше? Любви, страсти или сухих фактов, похожих на сводки с полей сражений? Наверное, применительно к Бисмарку можно сказать, что его личность была настолько всеобъемлющей, что он поглощает собой весь роман. Кстати, до сих пор во многих городах Германии сохранились довольно необычные сооружения, именуемые "башнями Бисмарка". На вопрос об их предназначении местные жители и историки единодушно отвечают, что Бисмарк был настолько велик, настолько силен и огромен, что эти массивные каменные сооружения призваны подчеркнуть его величие. Станет ли этот роман еще одной такой башней? Думаю, что нет. Не ту цель преследовал автор. В перипетиях исторических событий, в "кошмарах коалиций", в вечной борьбе с фрондерствующими парламентариями, наконец, в спокойном уединении у себя в патриархальном Варцине или Фридрихсруэ Бисмарк находил время быть полноценной личностью, человеком, которому ничто человеческое не чуждо. Возможно, именно эта черта и сделала его столь любимым своими соотечественниками, а также объектом преклонения для многих современников за рубежом.
Имел ли в самом деле место роман Бисмарка и Екатерины Орловой, или же это продукт исторической мистификации, которыми была наполнена Европа после Первой мировой войны. А ведь знаменитая книга Орлова вышла в Германии как раз в то время, практически одновременно с калейдоскопом Лжеанастасий и прочих громких историй. Наверное, мы этого никогда не узнаем. Да и стоит ли? Пусть эта красивая история, мастерски воплощенная автором в художественный роман, навсегда останется легендой. Ведь легенды не ошибаются, как ошибаются иногда историки. Легенда, по меткому выражению современника, — это очищенная от всего наносного, возведенная в архетип сама действительность.