Борис Акунин «Черный город»
Действие нового романа Бориса Акунина о приключениях сыщика Эраста Фандорина разворачивается в Баку накануне Первой мировой войны. Город нефти, нуворишей, восточных разбойников и пламенных террористов – весьма необычный антураж, от которого роман, несомненно, выиграл. Противник, доставшийся сыщику, в этот раз куда сложнее и опаснее, чем в написанных ранее романах, однако даже с такой запутанной задачей Фандорин, конечно же, справится с блеском.
По отзывам читателей, "Черный город" должен был реанимировать интерес к серии, который после выхода не слишком удачного романа "Весь мир театр" существенно снизился. Возможно, в этот раз от Акунина ждали слишком многого: конечно же, произведение написано традиционно качественно и после детального изучения историко-культурного периода, архитектуры, особенностей быта, однако хотелось всё же получить детективную историю, а не страноведческий экскурс, снабженный роскошными старинными фотографиями и иногда прерывающийся приключениями.
Детективная составляющая "Черного города" основана на революционной тематике, что отсылает читателя к другому роману Акунина, "Статский советник". Однако если в первом романе враг этого типа Фандориным был встречен впервые, то в "Черном городе" сыщик, казалось бы, должен обладать более глубокими знаниями, чувствовать "повадки" противника… Но автор почему-то снова отправляет своего героя на линию старта, заставляя его наступать на одни и те же грабли, искренне верить, что в органы власти ещё не проникла революционная "зараза", а рядовые революционеры интеллигентны и осторожны, а отнюдь не фанатичны и ни в коем случае не кинутся грудью на амбразуру. Финал романа откровенно бесславен – как будто сыщик поскользнулся на банановой кожуре и сломал себе шею. Словом, реабилитироваться у Акунина вряд ли получилось.
Вместе с тем нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что Фандорину в романе "Черный город" уже около 60, поэтому особого "гарцевания", экшна, динамичности от произведения ждать не приходится. С каждой новой книгой Акунин делает своего героя мудрее, его жизнь – неторопливее и размереннее, создает атмосферу, располагающую к размышлениям, к смакованию деталей – может, именно поэтому настолько богато переданы пейзажи старого Баку, так тонко выписаны образы, характеры, портреты.