Людмила Улицкая «Священный мусор»
Людмила Улицкая выпустила свою новую книгу, которая представляет собой соединение автобиографической прозы и эссеистики. Работа над книгой продолжалась в общей сложности около двадцати лет. За эти годы увидели свет такие известные произведения писательницы, как "Сонечка", "Казус Кукоцкого", "Даниэль Штайн", "Зеленый шатер"… Тем интереснее увидеть читателям то, как литература возникает из "мусора жизни", который становится "священным" для автора, поэтому уже трудно что-либо выбросить –осколки и черепки прошлого, опыт, мысли, знания, приобретения и утраты…
У каждого человек существует сильнейшая привязанность к каким-то вещам, их происхождению, географии, рождению и смерти. Поэтому в каком-то потаенном уголке квартиры всегда можно обнаружить то, что нам было дорого и с чем бывает трудно расстаться. Но в определенный момент, например, при переезде, приходится освобождаться от ненужных и давно забытых вещей, выбрасывать все прежние "драгоценности", а затем страдать от этого необдуманного шага. Оказывается, что ничего выбросить невозможно…
Читатель впервые получает возможность погрузиться в мир Людмилы Улицкой, вступить с ней в диалог, не привлекая художественные образы, а глаза в глаза. Личный мир писательницы – это история ее семьи, где можно было встретить совершенно разных людей. Здесь собраны рассказы о ее детстве и юности. Интересно узнать о том, что первой полученной профессии генетика и карьере ученого автор осознанно предпочла "беллетристику". Каждая история из "золотой коллекции" ее друзей может стать сюжетом для романа (что действительно так) или хотя бы отдельной небольшой новеллы. Зоркий глаз писателя видит мир вокруг и сверху: это уличные сценки; размышления, которые навеяла переписка с М. Ходорковским, "почему мы не любим олигархов"; рассмотрение вопроса национальной самоидентификации и даже мужественный дневник болезни… Особое место принадлежит "творческой лаборатории", т.е. заметкам о том, как писались романы "Зеленый шатер" и "Даниэль Штайн", которые вызвали неистовые споры после их выхода в свет.
Новая книга поражает бесстрашной откровенностью и доверительностью. Сама автор уже считает ее последней, однако это, скорее, касается определения жанра книги. Как писатель, Людмила Улицкая полна творческих сил и замыслов, поэтому читатели всегда будут рады встречам с ее новыми произведениями.
Книга иллюстрирована работами мужа Улицкой, скульптора и художника Андрея Красулина.