Людмила Улицкая "Детство сорок девять"
В книге Людмилы Улицкой "Детство сорок девять" собраны удивительные, пронзительные и щемящие рассказы о послевоенном времени, когда война кончилась, а детство продолжалось. И несмотря на то, что оно было бедным — оно было таким чудесным…
Новая книга писательницы – это воспоминания о ее детстве на закате сталинской эпохи (ведь ей 1949 году было 6 лет), о детстве со всей свежестью ощущений, воспринимаемых детьми.
Небольшая книжка Улицкой – персональная машина времени, рассчитанная на читателей дошкольного возраста. В каждом из шести коротеньких рассказов ("Капустное счастье", "Восковая уточка", "Гвозди", "Бумажная победа", "Счастливый случай", "Дед-шептун")с новой силой воскресают переживания, которые, казалось, давно были стертыми, но здесь они приобретают новую силу. По своему духу книжку Улицкой вполне можно было бы считать частью "рассказов для детей" Л.Н. Толстого. Дидактичность некоторых историй настолько значительна, что их можно использовать для детей в воспитательных целях. Это рассказы о гвоздях, мальчике и его прадеде; о подслеповатом "деде-шептуне" и его бестолковой внучке; о "бумажной победе" болезненного мальчика над дворовыми хулиганами…
Лучше всего предварить описание книги Л. Улицкой "Детство-49" словами Ж.П. Сартра: "Эти безделушки напоминали мне новогодние лакомства, потому что их тонкие, глянцевитые страницы казались вырезанными из глазированной бумаги". Но в качестве "безделушек" писатель понимал бульварное чтиво своей бабушки, а данная книжка Улицкой явно не предназначена для широких масс читателей.
Если говорить о лакомствах, то этот сборник рассказов Улицкой представляет собой настоящий кулинарный шедевр, который одновременно сладок и воздушен, как бисквитное пирожное, и несколько горьковат, как слезы ребенка. Еще более аппетитный вид придают книжке великолепные цветные иллюстрации Владимира Любарова. Поэтому настоящее удовольствие получаешь, только читая книгу не в электронном виде, а в старой-доброй бумаге.
Отвлекаясь от кондитерских аналогий Ж.П. Сартра, следует еще раз подчеркнуть, что книга действительно представляет ценность в литературном плане. Каждый рассказ – это отдельный портрет далекого детства, которое уже невозможно для многих. Простые истории, будто написанные для школьников, поражают своей чувственностью и проникновенностью. Это ностальгический проект, целью которого являются описание и сохранение воспоминаний о послевоенном детстве, о старой Москве и ее двориках.