Миф – это результат первой попытки человечества постичь мироздание. Мифология – широчайший пласт гуманитарного знания. Различные ее аспекты изучают фольклористика, искусствознание, религиоведение, культурная антропология и этнография. Ниже приведены книги,которые представляют фольклорно-антропологический взгляд на предмет.
1
Мифологии древнего мира (Пер. с англ. Отв. ред. В.А. Мифологии древнего мира. Предисл. И.М. Дьяконова. М.: ГРВЛ – Наука, 1977; новое изд: Азбука-классика, 2005)
Книга – перевод коллективной монографии под началом одного из крупнейших шумерологов мира Самуэля Крамера. Впервые опубликована много лет назад в Нью-Йорке. Составляющие ее 10 очерков написаны (и переведены) видными специалистами. Очерки посвящены мифам народов древнего мира. Книгу можно до сих пор рекомендовать читателям, интересующимся мифами и культурой древнего мира.
2
Мифы и религии мира. Учебное пособие (Сост. С.Ю. Неклюдова. М.: РГГУ, 2004)
Книга рассказывает о мифологии и религии народов мира – не только современных нам, но и живших когда-либо. Повествование идет от древнейших обрядов и верований до обзора религиозной жизни в современном мире.
Книга содержит пять разделов. Первый рассказывает о народах южной части Евразийского континента – от Средиземноморья до Индокитая, древних культурах с письменно зафиксированными формами, а также отдельных тесно связанных с ними устных традициях. Второй раздел посвящен мифам и религиям северных областей Евразии, известным нам по позднейшим этнографическим м фольклорным материалам (Кавказ, Сибирь, Центральная, Северная и Восточная Европа, Центральная Азия). Третий раздел рассматривает аборигенов Америки, четвертый – об аборигенах Австралии и Океании, и пятый – о народах Африки южнее Сахары. Отдельно рассматриваются мировые религии.
3
Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: Опыт сопоставления структур (Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Восточная литература РАН, 2004; сер. "Исследования по фольклору и мифологии Востока")
В данной работе рассматривается соотношение фольклора и обряда (ритуала). Е.С. Новик предлагает универсальную типологию повествовательных и обрядовых традиций на основе комплексного анализа. Она демонстрирует соотношение вербальных и невербальных текстов как двух взаимных манифестаций единой традиции, произошедших из одного источника.
4
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа (М.: ГРВЛ – Наука, 1975; сер. "Исследования по фольклору и мифологии Востока")
Е.М. Мелетинский (1918–2005), один из основоположников отечественной школы теоретической фольклористики, в своей монографии рассматривает мифологию, начиная с наиболее архаичных форм и традиций. Предложен анализ теорий мифа, излагается анализ его использования в литературоведении XX в. и художественной литературе. Данная книга стала настольной для филологов, получила значительный международный резонанс.
5
Современная российская мифология (Сост. М.В. Ахметова. М.: РГГУ, 2005; сер. "Традиция – текст – фольклор: типология и семиотика")
Миф — не только отжившее наследие далекого прошлого. Кроме мифологии архаической существуют также мифокомпоненты развитых религий, и мифоэлементы позднейших культур и идеологий. В постиндустриальном обществе существуют политические мифы и мифы массовой культуры.
Статьи сборника посвящены этой современной мифологии. Рассматриваются мифы прошлого и настоящего с демонстрацией конкретных примеров в религиозных представлениях нашего времени, в геополитике и даже в экономике, в культуре горожан XX–XXI века.