Перевод с немецкого Н. Федоровой
"Мартин Заландер" (1885) – последний роман классика швейцарской литературы Готфрида Келлера. В России выходит впервые.
Главный герой книги дважды теряет свое состояние и возвращается на родину уже в почтенном возрасте, после вынужденного семилетнего пребывания в Южной Америке.
На родине в Швейцарии его ждут сплошные разочарования — социальные, политические, семейные. Последней надеждой остается самый близкий и дорогой ему человек — его сын.
Настоящий демократ и патриот старой закалки, Мартин Заландер с тревогой и болью видит своекорыстие, обман, чванство, самодовольство и ложный патриотизм, проникающие во все поры общественной жизни. Сам Мартин дважды обманут своим бывшим другом; дочери Мартина оказываются жертвами близнецов Вейдлих — пустых, лишенных каких бы то ни было идеалов, для которых принадлежность к той или иной политической партии.
Все общественные ценности – любовь и брак – становятся предметами циничного, эгоистического расчета.
"Везде как у нас, у нас как везде", — эти слова героя романа как нельзя лучше выражают чувства автора, которому больно было видеть, как новые экономические отношения рушили швейцарские традиции.
Роман "Мартин Заландер" – итог переоценки идейных и эстетических ценностей, предпринятой писателем на закате жизни.
Готфрид Келлер (1819–1890) – классик швейцарской литературы, автор знаменитого "воспитательного" романа "Зеленый Генрих",сборников новелл "Люди из Зельдвилы" (1856—1874), "Семь легенд" (1872), "Цюрихские новеллы", 1878).
Герман Гессе писал о Г. Келлере:
…У Готфрида Келлера мы видим, как из жалкой, полной лишений и тягот жизни, из жизни чудаковатого коротышки, бедного упрямого холостяка и любителя выпить рождается труд, в котором нет следов нужды и скрытой озлобленности. Мы видим, как этот неудачник, этот бедолага достигает гармонии в своем труде, создает атмосферу возвышенности и чистоты, жертвует красоте своим Я, что не только приводит в восхищение, но и, как пример служения искусству, может стать образцом для подражания, хотя “подлинная” его жизнь отнюдь не выглядит образцовой. Но она кажется таковой лишь когда биограф старается показать, что останется, если из жизни творца изъять часы творческой работы. Ведь самое-то лучшее в этой жизни, как и в жизни любого мастера, совершается именно в такие, и даже исключительно в такие часы, когда все его состояния и затруднения мы можем оставить как бы в стороне, когда мы уже видим плоды его труда.
…Творения Готфрида Келлера после недолгих споров, как и прежде, стоят незыблемо, означая для великого множества людей то самое, что может значить для человека современное искусство: утешение, поддержку среди тягот жизни, дверь, распахнутую в вечность…
(Герман Гессе, Берн, 1930-1951)