Проспер Мериме
Проспер Мериме — французский писатель, член Французской академии.
Проспер Мериме родился 28 сентября 1803 года. После окончания курса юридических наук в Париже, он был назначен секретарём графа Д’Арту, одного из министров июльской монархии, а затем главным инспектором исторических памятников Франции.
Мериме в качестве старого друга семейства графини Монтихо был во время Второй империи близким человеком при Тюильрийском дворе; императрица Евгения питала к нему сердечную привязанность и относилась как к отцу. В 1853 г. Мериме был возведён в звание сенатора и пользовался полным доверием и личной дружбой Наполеона III.
На литературном поприще Мериме дебютировал очень рано, когда ему было всего 20 лет. Первым его опытом была историческая драма "Кромвель". Она заслужила горячие похвалы Стендаля как смелое отступление от классических правил единства времени и действия. Несмотря на одобрение кружка друзей, Мериме остался недоволен своим первым произведением, и оно не попало в печать. Впоследствии он написал несколько драматических пьес и напечатал их под заглавием "Театр Клары Гасуль", заявив в предисловии, что автором пьес является неизвестная испанская актриса странствующего театра. Вторая публикация Мериме, "Гусли", сборник народных песен, также была весьма удачной мистификацией.
В 1828—1829 годах выходят драмы "Жакерия" и "Семейство Карвахаля", исторический роман "Хроника времён Карла IX" и новелла "Маттео Фальконе". Мериме в это время деятельно сотрудничал в "Revue de Paris" и "National" и состоял в самых близких отношениях с редакциями этих изданий. В "Revue" напечатаны его рассказ "Взятие редута", повесть "Таманго" и "Перл Толедо", повесть "Этрусская ваза" и ряд писем из Испании. В журнале "Артист" он напечатал статьи о Мадридском музее, повесть "Jacqueline" и рассказ "Двойная ошибка". В 1834 г. перешёл в "Revue des deux Mondes" и напечатал здесь повесть "Души чистилища", свидетельствующую о мастерском изучении быта и нравов Испании, и повесть "Илльская Венера". В конце 1839 г. Мериме предпринял поездку на Корсику. Результатом этой поездки были "Notes de Voyage en Corse" и повесть "Коломба". Отшлифованная по общему шаблону жизнь больших городов, центров цивилизации, была противна Мериме. Его всегда гораздо более привлекали дикие, самобытные нравы, сохранившие своеобразный и яркий цвет старины.
Одним из известнейших произведений Мериме стала новелла "Кармен", где ему так хорошо удалось описание цыганских нравов, а также образ цыганки Кармен. Новелла взята за основу сюжета одноимённой оперы Жоржа Бизе.
Мериме издал несколько сочинений по истории Греции, Рима и Италии, основанных на изучении источников. Его история Дона Педро I, короля Кастилии, пользуется уважением даже среди специалистов.
Последняя повесть, изданная при жизни Мериме, — "Локис". После смерти Мериме изданы "Последние новеллы" между ними лучший рассказ "Синяя комната" и его письма.
Скончался Проспер Мериме в Каннах 23 сентября 1870 года. Похоронен на кладбище Гран-Жас.