Жан-Батист Мольер (1622 – 1673)
"Новости литературы" поздравляют читателей с 400-летним юбилеем со дня рождения французского комедиографа XVII-го века и создателя классической комедии Жан-Батиста Мольера.
Жан-Батист Мольер – урожденный Поклен – появился на свет в Париже в старинной буржуазной семье, которая в течение нескольких веков занималась ремеслом обойщиков-драпировщиков. Точная дата его рождения не установлена, однако доподлинно известно, что он был крещен 15 января 1622 года, и именно этот день принято считать отправной точкой биографии будущего создателя европейской комедии.
Его мать, Мария Поклен-Кресс?, умерла от туберкулеза, когда мальчику было 10 с половиной лет и отец, бывший придворным обойщиком и камердинером Людовика XIII, отдал сына в самую престижную иезуитскую школу – Клермонский коллеж (ныне лицей Людовика Великого в Париже). Здесь Жан-Батист Поклен основательно изучил латынь, поэтому свободно читал в подлиннике римских авторов и даже, по преданию, перевел на французский язык философскую поэму Лукреция "О природе вещей" (хотя перевод был утерян). В 1639 году окончив колле?ж 17-летний юноша выдержал в Орлеане экзамен на звание лиценциата прав. Однако карьера юриста и правоведа привлекала его не больше ремесла отца, и Жан-Батист избрал профессию актера, взяв театральный псевдоним Мольер.
В возрасте 21 года Мольер встретил комедиантов Жозефа и Мадлен Бежар и возглавил новую парижскую труппу из 10 актеров назвавшуюся "Блистательный театр" (Illustre Th??tre), столичный нотариус зарегистрировал ее 30 июня 1643 года. Только открывшись "Блистательный театр" вступил в жестокую конкуренцию с уже зарекомендовавшими и популярными в Париже труппами Бургундского отеля и Марэ, и в 1645 году молодая труппа проигрывала. И Мольер с друзьями-актерами решили искать счастья в провинции и примкнули к труппе бродячих комедиантов, во главе которой стоял Дюфрен.
Скитания Мольера с труппой Дюфрена по французской провинции на протяжении 13 лет, проходившие в годы фронды (гражданской войны во Франции) обогатили его житейским и театральным опытом. И уже через 5 лет он возглавил театральную труппу, а репертуарный голод труппы Мольера послужил стимулом к началу его драматургической деятельности. Поэтому годы театральной учебы Мольера стали годами и его авторских работ. Однако множество фарсовых сценариев, которые он сочинил в провинции, бесследно пропало. Сохранились только пьески "Ревность Барбулье" (La jalousie du Barbouill?) и "Летающий лекарь" (Le m?d?cin volant), принадлежность которых Мольеру не вполне достоверна.
Фарсовый репертуар, который исполнялся труппой Мольера (Troupe de Moli?re, 1643-1680) под его руководством (он был директором) и с его участием в качестве актера, способствовал упрочению ее репутации. Еще более она возросла после сочинения Мольером двух больших комедий в стихах – "Шалый, или Все невпопад" (L’?tourdi ou les Contretemps, 1655) и "Любовная досада" (Le d?pit amoureux, 1656), которые были написаны автором в манере итальянской литературной комедии.
Постепенно труппа Мольера добилась успеха и славы, и в 1658 году, по приглашению младшего брата короля – 18-летнего Месье она с триумфом вернулась в Париж, где дебютировала 24 октября 1658 года в Луврском дворце в присутствии самого Короля-Солнце Людовика XIV. Утерянный фарс "Влюбленный доктор" имел громадный успех и решил судьбу труппы: король предоставил ей придворный театр Пти-Бурбон, в котором она играла до 1661, пока не перешла в театр Пале-Рояль, где уже оставалась до смерти Мольера.
С момента водворения Мольера в Париже начался период его лихорадочной драматургической работы, напряженность которой не ослабевала до самой его смерти. За те 15 лет с 1658 по 1673 Мольер создал все свои лучшие пьесы, вызывавшие, за немногими исключениями, ожесточенные нападки со стороны враждебных ему общественных групп.
Известны заглавия нескольких пьес, которые играла труппа Мольера после своего возвращения из провинции в Париж ("Гро-Рене школьник", "Доктор-педант", "Горжибюс в мешке", "План-план", "Три доктора", "Казакин", "Притворный увалень", "Вязальщик хвороста"). Интересно, что они перекликаются с ситуациями позднейших фарсов Мольера, например, "Горжибюс в мешке" и "Проделки Скапена", и свидетельствуют о том, что традиция старинного фарса оказала сильное влияние на основные комедии его зрелого возраста.
Именно работы Мольера – как драматурга, актера и постановщика – легли в основу традиционной комедии, которая и сейчас во многом продолжает оказывать влияние на искусство. Пьесы же Мольера – "Скупой", "Тартюф", "Мещанин во дворянстве", "Мнимый больной" и другие – вошли в золотой фонд не только французской, но и мировой литературы и стали классическими сюжетами, не раз бравшимися за основу более поздними авторами.