Сегодня мировое литературное сообщество отмечает 200-летний юбилей со дня рождения выдающегося писателя, главы французской реалистической школы Гюстава Флобера. Писатель, рано обратившийся к сочинительству, оставивший множество рукописей, набросков, вариантов, выпустивший в свет несколько пьес, романов и повестей, путевые заметки о путешествиях, в глазах широкой читательской аудитории зачастую остается автором одного произведения — романа "Мадам Бовари". А ведь еще полвека назад вышло 18 томов полного собрания сочинений автора, а позже к флоберовской художественной прозе и драматургии прибавилось еще 6 томов писем.
Возможно, что скандал и судебное разбирательство, разразившиеся после выхода романа, привели к тому, что первый тираж книги — 15 тыс экземпляров — разошелся за 2 месяца. Затем последовали многочисленные переиздания, переводы на другие языки. Уже гораздо позже, за год до смерти, Флобер жаловался, что для подавляющего большинства читателей он только автор "Мадам Бовари".
В романе разочаровавшаяся в муже и браке и задыхающаяся от скуки повседневных будней романтически настроенная и страстная главная героиня ищет счастья в "романтических" любовных связях на стороне. Флоберу удалось соединить изображение типичных нравов и характеров французской провинции XIX века с универсальной коллизией и вечным феноменом "боваризма". И как бы порочна и безнравственна не была героиня, она – "истинная женщина", недостатки которой так же привлекательны, как и достоинства. В этом парадоксе заключена прелесть самого спорного женского образа французской литературы.
В историческом романе "Саламбо" история любви дочери военачальника Гамилькара Саламбо и вождя ливийских варваров Мато разворачивается на фоне бурных событий восстания наемников против Карфагена в третьем веке до нашей эры, приводя к трагическим событиям.
В романе "Воспитание чувств", со слов самого автора, он сумел "слить воедино две душевные склонности" — лирическую и реалистическую. В нем мечтательный юноша приезжает из провинции в Париж, собираясь стать юристом, а также мечтает быть писателем и живописцем. Но по пути в столицу он влюбляется в замужнюю женщину, и это чувство настолько захватывает его, что грозит изменить все его планы…
Над философским драматическим романом "Искушение святого Антония", основанном на легенде о святом христианине Антонии Фивском, который подвергался всяческим искушениям, Флобер работал всю жизнь. Это драматическая поэма в прозе о разочаровании в возможностях познания, поскольку за искушениями в душе отшельника наступает отчаяние, которое ведет к сомнениям в вере.
В авторский сборник "Три повести" французского классика вошли необычные и яркие сюжеты повествований. "Простая душа" — это печальная история безграмотной и невежественной крестьянки – женщины бесконечно обаятельной в своей душевной простоте и наивности — всю жизнь, несмотря на бесконечные невзгоды и несчастья, продолжавшей любить и отдавать свою любовь другим. "Легенду о святом Юлиане Милостивом" автор написал под впечатлением большого витража в Руанском соборе, часто им посещаемым, но, вопреки витражу, Флобер заметно изменил сюжет легенды. "Иродиада", о решении главной героини обезглавить Иоанна Крестителя путем тайного заговора со своей дочерью Саломеей, очаровавшей своим танцем правителя Ирода Антипу до такой степени, что он поклялся выполнить любое ее желание.