На Literary Hub дали научное объяснение желания книголюбов вдыхать аромат старых книг, раскрыв химические реакции, лежащие в основе обонятельной библиомании.
Беря в руки старую книгу, читатель ощущает аромат пожелтевших страниц, чувствует запах растворения, колдовства и путешествий во времени. Запах старых книг связан с их медленным химическим разложением. Книги в основном состоят из бумаги, а бумага — из растений. Но материалы, из которых сделаны книги, менялись на протяжении веков — и эти изменения, в свою очередь, повлияли на то, как пахнут книги разных поколений.
До 1845 года бумагу для книг изготавливали из хлопчатобумажных и льняных тряпок. Эти материалы содержат высокий процент целлюлозы, своего рода полимера, придающего растениям жесткость. Целлюлоза в течение многих лет в значительной степени стабильна в бумаге, в отличие от своего двоюродного брата лигнина, другого растительного полимера, часто присутствующего в бумаге.
В 1840-х годах был изобретен процесс производства бумаги из волокон древесной массы. Это дало бумагу, которая была менее прочной, чем бумага из хлопка или льна, но более распространенной и, следовательно, более дешевой.
Древесная бумага имеет высокое содержание лигнина. Бумага более высокого качества, как правило, содержит меньше лигнина, чем газета. В деревьях лигнин связывает целлюлозные волокна вместе и придает древесине дополнительную основу, что кажется желательным качеством для переплетного дела. То, что не осознавали первые издатели, стало уроком, извлеченным со временем: лигнин силен в течение жизни растения, но он склонен к дикому и разрушительному распаду после смерти. Когда лигнин окисляется, он распадается на кислоты, разъедающие целлюлозу бумаги и делающие страницы желтыми. Все эти процессы разложения выделяют летучие органические соединения, придающие характерный запах стареющим книгам.
Примерно в 1970 году ввели бескислотную бумагу, которая удаляла большую часть вредного лигнина, так что современные книги разлагаются гораздо медленнее. Однако даже без лигнина целлюлоза в конечном итоге разлагается и выделяет запах.
Запах книг сливается с запахом комнат и читателей, которые их обычно занимают. Аромат книг отражает окружающую среду, в которой они долгое время находились: особенно влажное, задымленное, солнечное или непроветриваемое пространство. Если эти комнаты являются знаковыми, как, например, библиотека Рена в соборе Святого Павла в Лондоне, то сам запах можно считать ощутимой частью наследия этого места. Анализируя летучие органические соединения, поступающие из книг, исследователи могут определить, из каких материалов была сделана книга, определить ее возраст и есть ли какие-либо катастрофические процессы, которые они могут захотеть остановить или обратить вспять.
Совершенно новые книги также имеют отчетливый запах, хотя и менее необычный. В современном производстве бумаги используются химические вещества, такие как гидроксид натрия ("каустическая сода"), для повышения уровня pH и разбухания волокон целлюлозы. Эти волокна также можно отбелить в перекиси водорода, а затем смешать с большим количеством воды с добавлением димера алкилкетена, проклеивающего агента, который делает бумагу более водостойкой. Эти химические вещества разлагаются с разной скоростью, по очереди выделяя запахи. Различные чернила и клеи, используемые для скрепления книг, делают то же самое. Как только книга или какой-либо предмет создается, он начинает разрушаться — химический процесс, который мы чувствуем по запаху.