Изданный в 1996 году остроумный и легкий роман Хелен Филдинг "Дневник Бриджит Джонс", написанный в форме личного дневника одинокой работающей в Лондоне женщины в возрасте "за 30", сразу же стал хитом и возглавлял списки бестселлеров на протяжении нескольких месяцев. За последующие 20 лет его было продано 15 млн экземпляров.
Обычно этому роману приписывают создание жанра, даже если этот жанр является тем, что мы привыкли называть "чик-лит", или "дамское чтиво". Это не обязательно первая книга в категории, но это, как написала Имельда Велехан в книжном гиде для читателей, роман который "определял условия, по которым будут оцениваться все остальные чик-лит". Итак, это современная классика, но, похоже, все согласны с тем, что это не "серьезная" книга.
Отзывы на роман были положительными, хотя и несколько снисходительными (и это понятно, поскольку зачастую литературные критики — мужчины). Но кое-кто из критиков сравнил ежедневные отчеты или записанные беспорядочные мысли главной героини с потоком сознания в "Поминках по Финнегану" Джеймса Джойса. В конце концов, это экспериментальный, насыщенный виньетками роман с потоком сознания и запутанным синтаксисом, наполненный причудливыми, ясными персонажами, в котором обычная жизнь становится необычной (или, по крайней мере, литературной) благодаря тому, что главная героиня слишком много думает о ней.
И, если 25 лет назад "Дневник Бриджит Джонс" зародился как серия газетных колонок, то, если бы он был написан сегодня, с таким же успехом мог бы возникнуть в каком-нибудь блоге или в Твиттере.
Роман начинается с двух списков, один из которых озаглавлен "Я НЕ БУДУ" (причем пункты включают: "Тратить больше, чем зарабатывать" и "Поддаваться любому из следующего: алкоголь, трудоголики, фобия обязательств, мужчины с подругами или женами, женоненавистники, страдающие манией величия, шовинисты, эмоциональные придурки или халявщики, извращенцы") и второй с заголовком "Я БУДУ" ("Строить конструктивные отношения с ответственным взрослым мужчиной"; "Научиться программировать видео").
Это постмодернистский текст в том смысле, что это как бы найденный объект, дневник, который некая Бриджит Джонс аккуратно заполняла на протяжении года, причем самая первая запись которого начинается с еще двух списков: в одном указывается ее вес и потребление алкоголя, калорий и выкуренных сигарет и т. д.; на следующий день — пищу, которую она съела в тот день.
И хотя автор чересчур расширяет границы дневниковой формы ради чтения без пауз, поскольку трудно поверить, что главная героиня каждые несколько минут хватает дневник, чтобы написать "Черт, черт, черт". А вот твиттить это она бы могла".