Рукопись маркиза де Сада "Les Hundred Vingt jours de Sodom" на аукционе в 2017 году.
По сообщению franceinfo со ссылкой на заявление французского министерства культуры, самая важная рукопись маркиза де Сада "120 дней Содома" была приобретена государством для Национальной библиотеки Франции.
Рукопись XVIII века знаменитого и до сих пор вызывающего споры романа "Les Hundred Vingt jours de Sodom", первоначально опубликованная как "Les Cent Vingt Journ?es de Sodome", маркиза де Сада была приобретена Францией за 4,55 миллиона евро. Еще в феврале государство объявило о корпоративном спонсорстве для этого приобретения.
Сам объект довольно необычный. Как напомнили в ведомстве, именно за решеткой парижской тюрьмы — Бастилии, где Донасьен Альфонс Франсуа, маркиз де Сад, провел большую часть своей жизни как распутник, преследуемый режимами в период Французской революции, в 1785 году автор создал этот длинный роман в виде "удивительного свитка длиной более 12 метров, состоящего из 33 листов, склеенных встык друг с другом, на ширину более 11,3 см". Безупречно хорошо сохранившийся свиток покрыт почерком, который едва читается из-за своего небольшого размера.
Рукопись так и не была закончена, поскольку де Сад, умерший в 1814 году, считал, что его самая важная работа была потеряна во время разрушения и разграбления Бастилии летом 1789 года. Однако рукопись спас из Бастилии революционер Арну де Сен-Максимен, который продал ее аристократу маркизу де Вильнев-Транс. Позже рукопись была приобретена немецким психиатром Иваном Блохом, который впервые опубликовал ее в 1904 году.
Купленная коллекционером Шарлем де Ноалем в 1929 году, она была украдена издателем, который продал ее в 1982 году другому коллекционеру — Жерару Нордманну. В 2014 году свиток стал собственностью бизнесмена Жерара Лерье, основателя компании "Aristophil", в отношении которой проводилось расследование по делу о мошенничестве.
После расследования мошенничества и ликвидации компании французское правительство в 2017 году классифицировало рукопись как "национальное достояние". Теперь она присоединится к коллекции Biblioth?que de l’Arsenal в Париже. Как заявили в министерстве, рукопись представят в 2022 году на конференции, цель которой поставить под сомнение образ Сада, восприятие его работ на протяжении веков и его интерпретацию сегодня.