Удивительно, но всем мире писатели потратили много чернил на крыс, можно сказать, что мировая литература буквально "кишит крысами". Это отражает центральный факт существования этих грызунов: возможно, за исключением собак, ни одно млекопитающее не зависит от человечества больше, чем крыса.
Удивительно читать потрясающие истории о крысах, однако на самом деле они о людях. Поскольку люди видят в крысах секретную часть самих себя. Крысы олицетворяют то, что нам чуждо, но живет среди нас, то, что нам противно, но напоминает наши самые сокровенные и самые ранние "я".
Крыс никто не любит, они олицетворяют воровство, нечистоты, крысами называют тайных пакостников. У Шекспира Гамлет, думая, что убивает своего дядю Клавдия, кричит "Крыса!".
Крысы являются постоянными обитателями ужасов и хоррора: "Дом судьи" Брэма Стокера, "Крысиный корабль" Эрнста Вайса, "Крысы в стенах" Говарда Филлипса Лавкрафта, "Кладбищенская смена" Стивена Кинга, "Крыса" Витольда Гомбровича, "Приключение вампира из Сассекса" Артура Конана Дойля — и, конечно же, знаменитая пытка крысами в "1984" Джорджа Оруэлла.
Остин Ратнер на Lithub пишет: "Символическое сочетание аппетита и наказания в этих рассказах о крысах четко согласуется с одним из основных постулатов Фрейда: сознание обращает аппетиты людей против них самих в форме иррациональных неврозов и кошмаров", вспоминая работу Зигмунда Фрейда "Случай Человека-крысы".
Мифы, лежащие в основе китайского зодиака, помещают хитрую крысу на первую астрологическую позицию, высоко ценят крысу и в Японии, а в баснях Эзопа и Жана де Лафонтена тысячелетие спустя крысы олицетворяют простительные человеческие черты — тщеславие и эгоизм.
А вот в детских книгах, таких как "Ветер в ивах" Кеннета Грэхема, "Паутина Шарлотты" Элвина Брукса Уайта, "Миссис Фрисби и крысы НИПЗ" Роберта К. О’Брайена, эти звери необычайно умные и талантливые существа, которые пишут стихи и рассказывают истории. Водяная Крыса в "Ветре в ивах" пишет стихи и отчаивается, что утки этого не ценят. Он отличный рассказчик и единственный персонаж, чьи диалоги неотличимы от прекрасного и витиеватого стиля повествования Грэхема.
Точно так же Уайт дает Темплтону в "Паутине Шарлотты" самые многословные и причудливые диалоги из всех животных. Наконец, О’Брайен превращает грязный порок воровства в добродетель с лабораторными крысами, которые приобретают человеческий уровень интеллекта при помощи экспериментального препарата и продолжают красть человеческие знания и инструменты. Они учатся читать и начинают считать книги, а не человеческий мусор своим "величайшим сокровищем". Их старейшина с завязанными глазами, руководящий крысами НИПЗ с "видом тихого достоинства", надеется найти искупление для крыс, основав новое общество, где они будут питаться продуктами сельского хозяйства, а не промышлять воровством.
Фото: м/ф "Паутинка Шарлотты".