Андрей Белый (1880 – 1934)
"Новости литературы" поздравляют читателей с 140-й годовщиной со дня рождения русского советского писателя и поэта, критика Андрея Белого.
Андрей Белый (настоящее имя Борис Николаевич Бугаев) родился в Москве в семье известного математика. С 1891 по 1899 год учился в знаменитой московской гимназии Л.И. Поливанова, в последних классах которой увлекся буддизмом, оккультизмом, изучая литературу, математику, зоологию и химию. По настоянию отца поступил на естественное отделение физмата Московского университета, пытаясь соединить художественно-мистические настроения со стремлением к точным наукам. В декабре 1901 года познакомился со "старшими символистами" – Валерием Брюсовым, Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус, а осенью 1903 года организовал с друзьями литературный кружок "Аргонавты".
Его литературный дебют состоялся в 1902 году, когда была издана "Симфония (2-я, драматическая)". За ней последовали "Северная симфония (1-я, героическая)" (1904), "Возврат" (1905), "Кубок метелей" (1908) в индивидуальном жанре лирической ритмизованной прозы с характерными мистическими мотивами и гротескным восприятием действительности. Войдя в круг символистов, участвовал в журналах "Мир искусства", "Новый путь", "Весы", "Золотое руно", "Перевал". Ранний сборник стихов поэта "Золото в лазури" (1904) отличался формальным экспериментаторством и характерными символистскими мотивами. После возвращения из-за границы выпустил сборники стихов "Пепел" (1909), "Урна" (1909), роман "Серебряный голубь" (1909), отдельным изданием вышел в 1910 году, очерки "Трагедия творчества. Достоевский и Толстой" (1911).
Рисунок Леона Бакста, 1905 г.
В годы, когда символисты пользовались наибольшим успехом, Белый состоял в "любовных треугольниках" сразу с двумя собратьями по течению – Валерием Брюсовым и Александром Блоком. Отношения Белого, Брюсова и Нины Петровской вдохновили Брюсова на создание романа "Огненный ангел" (1907). В 1905 году Нина Петровская стреляла в Белого. Треугольник Белый – Блок – Любовь Менделеева замысловато преломился в романе "Петербург" (1913).
Итоги собственной литературно-критической деятельности, отчасти символизма в целом, были им подведены в сборниках статей "Символизм" (1910), "Луг зеленый" (1910), "Арабески" (1911). В 1914 – 1915 годах вышла первая редакция романа "Петербург", который является второй частью трилогии "Восток или Запад". В романе "Петербург" (1913 – 1914) символизированное и сатирическое изображение российской государственности. Первый в задуманной серии автобиографических романов – "Котик Летаев" (1914 – 1915), вышел отдельным изданием в 1922 году. Серия была продолжена романом "Крещеный китаец" (1921), отдельным изданием вышел в 1927 году. В 1915 году было написано исследование "Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности", опубликованное в 1917 году в Москве.
Понимание Первой мировой войны как проявления общего кризиса западной цивилизации отражено в цикле "На перевале" ("I. Кризис жизни", 1918; "II. Кризис мысли", 1918; "III. Кризис культуры", 1918). Восприятие животворной стихии революции как спасительного выхода из этого кризиса – в очерке "Революция и культура" (1917), поэме "Христос воскрес" (1918), сборнике стихов "Звезда" (1922). По возвращении в Советскую Россию в 1923 году писателем была создана романная дилогия "Москва" – "Московский чудак", "Москва под ударом" (1926), роман "Маски" ("1932"), написаны мемуары – "Воспоминания о Блоке" (1922 – 1923) и мемуарная трилогия "На рубеже двух столетий" (1930), "Начало века" (1933), "Между двух революций" (1934), теоретико-литературные исследования "Ритм как диалектика и "Медный всадник"" (1929) и "Мастерство Гоголя" (1934).
Умер 8 января 1934 года от инсульта. Власти распорядились изъять мозг поэта и передать на хранение в Институт мозга человека.