Антон Чехов (1860 – 1904)
"Новости литературы" поздравляют весь читающий мир со 160-летним юбилеем со дня рождения одного из величайших писателей русской и мировой литературы – Антона Павловича Чехова.
Будущий писатель и драматург был рожден в Таганроге в саманном домике на Полицейской улице (ныне – улица Чехова), в семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки Павла Егоровича Чехова и Евгении Яковлевны Чеховой. Он стал третьим ребенком в семье, где было шестеро детей.
Общеизвестно, что Чехов подписывал свои ранние произведения "Антоша Чехонте", но не все знают, что у писателя было больше 50-ти различных псевдонимов. Среди них такие псевдонимы как "Врач без пациентов", "Человек без селезенки", "Шампанский", "Крапива", "Лаэрт", "Гайка №6", "Гайка №9", "Шиллер Шекспирович Гете", "Юный старец", "Брат моего брата" и другие.
Парадоксально, что несмотря на огромное количество псевдонимов, в историю литературы Чехов вошел под своей настоящей фамилией, которая, к слову, происходила от нецерковного имени Чох или Чих. Чох – то же, что чихание. Так называли детей, чтобы уберечь их от чихания и других болезней.
Живший на рубеже веков, но не успевший познакомиться с обстоятельствами войны и революции, Чехов гениально прочувствовал атмосферу "уходящей натуры", о чем свидетельствуют его пьесы "Вишневый сад", "Три сестры", "Дядя Ваня". Юные читатели знакомятся с чеховскими рассказами еще в школе и практически всегда читают их не "из-под палки", а – для души.
Портрет кисти О. Бриза
Известно, что писатель был неравнодушен к домашним животным. У него было две таксы, которым Чехов дал необычные для собак клички – Бром Исаич и Хина Марковна. Столь необычный выбор собачьих кличек связан с популярностью одноименных лекарств во времена литератора.
Также Чехов привез из своего путешествия на Цейлон мангуста – "симпатичную и самостоятельную зверушку, перед которой пасуют даже мои таксы" – так Чехов отзывался о питомце в одном из писем Н. А. Лейкину.
Чехов не был святым, а попытки сделать из его персоны образец беспорочного русского интеллигента терпят крах, едва мы обращаемся к письмам и личным дневникам Антона Павловича. После своей поездки на Сахалин он сделал ряд интересных замечаний о японских девушках полусвета, да и привычки Гурьева до встречи со своей Дамы с собачкой написаны явно не на основе одного лишь авторского воображения. Про сельских пациентов их врач отзывался в самых нелестных выражениях – и однако, уже будучи известным писателем и обеспеченным человеком, во время эпидемии холеры Чехов сам, по собственной инициативе поехал по селам, поскольку медиков катастрофически не хватало.
Отдельной страстью Чехова был театр. По собственному признанию писателя, он влюбился в театр с первого посещения, посмотрев в 13-летнем возрасте оперетту Оффенбаха "Прекрасная Елена". Героями его первых произведений были актеры и актрисы, а женой Чехова в итоге стала Ольга Книппер, выдающаяся актриса своего времени.
Из всех современников-литераторов превыше всех Чехов ставил Льва Толстого: относился к нему с огромным уважением, говоря про него: "Это, по нынешним временам, не человек, а человечище, Юпитер!".
Толстой серьезно повлиял на мировоззрение писателя, но в плане литературного мастерства Чехов равнялся на Лермонтова, не раз говорил, что именно у Лермонтова он учился писать. Иван Бунин вспоминал, как Чехов отзывался о лермонтовской "Тамани": "Не могу понять, как мог он, будучи мальчиком, сделать это! Вот бы написать такую вещь, да еще водевиль хороший, тогда бы и умереть можно!"
Одним из самых известных портретов Чехова является портрет Осипа Браза, однако писателю он не нравился. В письме сестре он писал: "Говорят, что я очень похож, но портрет мне не кажется интересным. Что-то есть в нем не мое и нет чего-то моего". По всей видимости, Чехов считал, что вышел на полотне художника слишком уж серьезным: "Говорят, что и я, и галстук очень похожи, но выражение… такое, точно я нанюхался хрену".