Жорж Батай — французский философ и писатель, стоявший у истоков постмодернизма.
Батай родился 10 сентября 1897 года в небольшом провинциальном городке Бийом на юге Франции. В 1914 году принял католичество, и готовился к духовной карьере, однако позже разочаровался в вере.
В 1918 году Батай поступил в Национальную Школу хартий в Париже, где и получил высшее образование. В 1922 году поступил на службу в Национальную библиотеку, где долгие годы работал хранителем.
Батай стал одним из инициаторов движения "Контратака", распавшегося в 1936 году, объединившего левых интеллектуалов различных творческих ориентаций. В этот период Батай был обвинен в профашистских настроениях.
В 1937 году Батай, очарованный красотой человеческой жертвенности, основал тайное общество " Ацефал". Годом ранее начал выходить журнал с тем же названием. Символом общества стал обезглавленный человек. Согласно легенде, Батай и другие члены "Ac?phale" добровольно согласились стать посвященными жертвами в качестве инаугурации; ни один из них не согласился бы быть палачом. Палачу предлагалась компенсация, но ни один не был найден перед роспуском "Ac?phale" незадолго перед войной. Под влиянием философии Ницше группа также издала обзор мистических персонажей.
В 1937 году Батай стал вместе с Роже Кайуа и Мишелем Лейрисом одним из организаторов Социологического колледжа, одной из задач которого была разработка социологии "сакрального", занятой исследованиями иррациональных фактов социальной жизни.
Предметы его интереса весьма разнообразны: мистика, экономика, поэзия, философия, искусство, проблемы эроса. Свои произведения он иногда издавал под псевдонимами, а некоторые из его публикаций были запрещены. Современники чаще всего его игнорировали, но посмертно его работы возымели значительное влияние на Мишеля Фуко, Филиппа Соллерса, Жака Деррида и др.
Первоначально Батая привлек сюрреализм, однако ненадолго: вместе с его основателем Андре Бретоном они отошли от этого направления, хотя уже после Второй мировой войны Батай и сюрреалисты возобновили дружеские отношения. Батай был членом чрезвычайно влиятельного Колледжа Социологии во Франции в период между Первой и Второй мировыми войнами. На Батая глубоко повлияло изучение трудов Гегеля, Фрейда, Маркса, Марселя Мосса, Маркиза де Сада, Александра Кожева и Фридриха Ницше, — последнего он защищал в известном эссе против наименования его нацистом.
Батай помещает в шестом номере “Революсьон Сюрреалист” (первая и единственная публикация Батая в сюрреалистическом журнале) перевод на современный французский язык средневековых стихотворений, лишенных явного смысла; пишет статьи по вопросам искусствоведения и археологии для журнала “Аретуза”, перечитывает Лотреамона и пытается создать новое литературное течение “Да”, предполагающее приятие всех вещей и явлений в отличие от “нет” дадаистов.
В 1928 году Жорж Батай под псевдонимом Лорд Ош (в игре слов, его составляющих, – сочетание божественного и непристойного) опубликовал “Историю глаза”, чем снискал себе громкую скандальную славу автора эротической повести. Ни один из напечатанных 134 экземпляров не был продан. Все разошлись среди друзей и знакомых.
Всякий раз, когда Жорж Батай, обращаясь к эротической литературе, решал, что невозможно совместить собственный выход за пределы дозволенного общественным мнением и моралью с именем Батая-философа, Батая-экономиста, Батая-социолога, он придумывал разные псевдонимы: повесть “Мадам Эдварда” (1940) якобы принадлежала перу Пьера Анжелика. первое издание “Малыша” вышло под именем Людовика Тридцатого (возникшим еще раз в сборнике стихотворений “Могила Людовика Тридцатого”). “Синь небес” – по определению Филиппа Соллерса. “ключевая книга всего современного мира” – появилась только в 1957 году, то есть спустя двадцать два года после ее написания, а повесть “Аббат Ц” спровоцировала очень резкие отклики литературной критики.
Во время войны Батай не прекращает работу: в 1940 году он пишет “Внутренний опыт”, в 1942 – “Орестею”, в 1943 – “Виновного”.
Жорж Батай умер 8 июля 1962 года после мучительных приступов атеросклероза головного мозга. Некоторые его исследования и художественные произведения увидели свет лишь после его смерти: интереснейшие автобиографические заметки “Сюрреализм изо дня в день”, интимная повесть о детстве “Моя мать”, рассказ “Мертвец”, незаконченный “Учебник антихристианина” и другие.