10 книг для уютного дома
Алекс Громов, Ольга Шатохина
С 5 по 10 сентября в 75-м павильоне ВВЦ пройдет 25 Московская международная книжная выставка-ярмарка. Почетный гость – Франция. В числе главных тем – Отечественная война 1812 года, а также биография Наполеона. В рамках программы, посвященной Году российской истории, состоится презентация книги профессора И.Я. Фроянова "Древняя Русь" и встреча с писателем Александром Прохановым. Запланированы мероприятия с участием Гийома Мюссо, Фредерика Бегбедера, Татьяны Устиновой, Сергея Лукьяненко, Вадима Панова, Василия Головачева, Алексея Калугина.
Ярмарка, по традиции, позволяет запастись книгами, чтобы потом наслаждаться ими в дождливые вечера, сидя в уютной комнате и завернувшись в теплый плед. Самые интересные и необычные издания – в нашем сегодняшнем обзоре.
Впрочем, в те дни, когда проглянет пусть уже осеннее, но все еще теплое солнце, можно и запланировать экскурсию по примечательным местам столицы. Тогда пригодится книга Федора Дядичева "Москва. Иллюстрированный путеводитель для детей и родителей" – красочное издание с многочисленными фото и наглядными и шутливыми картинками, рассказывающими об истории Москвы и окрестностей, исторических деятелях и многом другом. Уникальность книги – не только в оформлении, но и в способе подачи материала: она представляет собой своеобразный судовой журнал. Ведь поиск достопримечательностей – это ни что иное, как поиск сокровищ, а, значит, нужно делать заметки об увиденном. В книге охвачены все основные темы, которые могут быть интересны детям, жаждущим новых открытий даже в знакомых родных местах, или мечтающим отправиться туда, где можно нырнуть "в Прошлое". К примеру, что дети знают об игрушках? "Наверняка ты знаешь, что игрушки были деревянные, берестяные, соломенные или лоскутные. Услышать, зачем хранили за печкой двенадцать кукол, поиграть в старинные игрушки, а еще лучше – сделать своими руками лоскутную куклу-оберег можно в музее народной игрушки "Забавушка". Но настоящей столицей игрушек можно считать Сергиев Посад. В XIX веке здесь и в окрестных селах больше пяти тысяч дворов изготавливали игрушки. Так что посетить музей игрушек Сергиева Посада – особенное удовольствие. Здесь вместе с традиционными русскими деревянными игрушками соседствуют пряники в форме коней, рыб или петухов, глиняные свистульки в виде коней и уточек, куколки-"скелетики", куколки-"талии", фигурки матросов, кучеров…".
В книге рассказывается о московских купцах и Третьяковской галерее, обычном метро и "Метро-2", сборе дани и фестивале "Молодинская битва", Храме Христа Спасителя и сквере знаков зодиака…
"Каждый может предложить только то, что имеет" – этот мудрый, но суровый афоризм, подводящий итог одному из эссе ("Когда милосердие под угрозой"), включенных в этом сборник Пауло Коэльо "Подобно реке", можно отнести и к самой книге в целом. В этот сборник вошли небольшие по объему рассказы о всевозможных событиях, и в том произошедших с самим автором или услышанные им от друзей, а также философских притч, в которые обычные житейские истории и предметы приобретают метафорический смысл, соответствующий тому или иному "участку течения реки жизни" прославленного писателя. В каждом их рассказов есть свой сюжет, и своя неповторимая суть. Так в рассказе "О палках и правилах" рассказывается о, казалось, самом простом занятии – ходьбе. Но, оказывается, есть и так называемая "северная ходьба" (с лыжными палками да по городу), при которой сжигается больше калорий, чем при обычной, но существует множество правил. В Интернете рассказывается о федерациях, группах, моделях и обсуждениях. Но при этом герою рассказа пришлось сосредоточиться исключительно на калориях, сокращениях мышц, положении позвоночника. А потом он позабыл о правилах ради того, чтобы просто ходить и наслаждаться окружающей природой – и всем необъятным миром…
В сборник "Научный православный взгляд на ложные исторические учения" вошли документы одноименной конференции, инициаторами которой выступили Институт Российской истории РАН и Русский культурно-просветительный фонд имени Василия Великого. От обычных сборников трудов конференций это книга, по словам руководителя фонда, "отличается тем, что здесь даны не только сами доклады, но и записи тех дискуссий, порой очень интересных, которые потом разворачивались, все вопросы, порой нелицеприятные, которые были заданы участниками конференции авторам, они здесь все приложены, и ответы тоже, что не менее ценно, чем сами доклады". В числе выступавших были А. Боханов, В. Мединский, Ю. Бондаренко, Л. Болотин и другие Доклады выступавших в первую очередь были посвящены разоблачениям многочисленных фальсификаций истории, в том числе под маркой "альтернативной истории". Один из разделов рассказывал об отношениях церкви о государства, в частности – "Фальсификации документов по истории церковно-государственных отношений в 1930-е годы" и "Православное духовенство и большевистский террор". Новые репрессии против Церкви после победы в Гражданской войне начались в 1928 году и были связаны с коллективизацией: "…не зарегистрированный в качестве главы церковной общины священник попадал в разряд "частных предпринимателей", что автоматически превращало его в жертву последующей репрессивной компании…". Отдельный доклад посвящен исторической культуре общества.
В двухтомном разведывательно-историческом исследовании Арсена Мартиросяна "22 июня: Блицкриг предательства. От истоков до кануна" и "22 июня: Детальная анатомия предательства" подробно анализируются не только события, предшествующие началу Великой Отечественной войны, но и взаимоотношения внутри советской элиты, в том числе касающиеся репрессий. Так возглавивший в конце 1938 года НКВД Л.Берия, инициировавший процесс реабилитации, и в том числе командного состава РККА, дважды обвинялся в служебных записках, написанных прокурором СССР М. Панкратьевым в том, что умышленно прекращал судебные дела и расследования против врагов народа.
Почему 22 июня 1941 года Советский Союз оказался не готов к нападению со стороны Германии? Кому советская разведка докладывала о готовящемся нападении и почему не были приняты соответствующие меры?.. 8 февраля 1941 года было принято Постановление ЦК ВКП (б) и Совета Народных Комисаров СССР о передаче Особого отдела из подчинения НКВД СССР в введение наркоматов обороны и военно-морского флота СССР. Именно в задачи особых отделов входило своевременное информирование высшего военного и военно-морского командования. Но уже через пару месяцев после этого постановления было обнаружено, что система информационного обмена между органами самой госбезопасности и органами военной контрразведки, подчиненными руководству армии и флота, перестала оперативно функционировать, и руководство страны стало получать недостаточную и порой – однобокую информацию
В одной из глав ("Механизм трагедии и катастрофы Киевского "котла") утверждается, что согласно журналу лиц, принятых И. Сталиным, тот не принимал 29 июля 1941 года Г.Жукова, заявившего Верховному Главнокомандующему об опасности окружения войск Юго-Западного фронта с тыла. В тексте также приводится анализ показаний генерала Павлова, командовавшего в июне 1941 года Западным фронтом, и анализ предвоенной ситуации в Прибалтийском Особом Военном Округе.
В архивах имеется докладная, написанная 18 августа 1941 года генералом армии Г.К. Жуковым и отправленная И. В. Сталину: "Я считаю, что противник очень хорошо знает всю систему нашей обороны, всю военно-стратегическую группировку наших сил и знает наши ближайшие возможности. Видимо, у нас среди очень крупных работников, близко соприкасающихся с общей обстановкой, противник имеет своих людей".
В двухтомник включены не только выдержки из архивных документов, в том числе приказов высшего командования, но фрагменты воспоминаний непосредственных участников событий. Автор, ссылаясь на документы, задает множество вопросов, порой "неудобных", касающихся событий весны-лета 1941 года.
Сегодня среди самых популярных разновидностей отечественной фантастики – военная, рассказывающая о том, что происходит, когда в привычный порядок военных событий (как правило, Великой Отечественной и Первой мировой) вмешивается человек извне. Меняется не только картинка войны, но читатели получают возможность взглянуть на трагические события тех далеких лет с точки зрения современного человека, что и происходит в романе Юрия Корчевского "Подрывник". Итак, человек из нашего времени, настоящий диверсант, попал в трагическое лето 1941 года. Многие наши войска угодили во вражеские "котлы" и были разгромлены. Перейти через линию фронта к своим, – так под горячую руку можно оказаться в фильтрационном лагере НКВД. Но есть вариант – остаться во вражеском тылу и начать диверсионную деятельность. Тем более, что нашлись единомышленники, бежавшие из немецкого плена, а один батальонный комиссар знал места закладок-схронов, устроенных еще до войны в том самом Западном Особом округе. А ведь каждая закладка была рассчитана на случай военных действий и возможной оккупации родной территории, а поэтому – и для помощи в организации партизанского отряда. И полетели под откос вражеские эшелоны, запылали склады с горючим. Но тут на след напали немцы из ягдкоманды, созданной для борьбы с партизанами, и, увы, никто не гарантирован от предательства, и прочих неожиданностей… Так однажды ему повстречались и лжепартизаны. Откуда же они взялись? "Попав в полицию, уголовники пьянствовали и мародёрствовали, отбирая у жителей вещи и пропивая. Они всячески куражились над мирным населением, выслуживаясь перед немцами. Из таких отщепенцев немцы, пытаясь бороться с партизанами, стали создавать ложные партизанские отряды. Грабят такие лжепартизаны население? Насилуют и убивают, отбирают скот? Так это советские партизаны бесчинствуют!". Из тех опаленных лет герою порой хочется попасть домой, в наше безопасное время. Но вернешься в свое время – навсегда потеряешь тех, кто стал тебе близок несколько десятков лет назад…
Для чего нужны чужие фэнтезийные миры? Многие скажут – для описания причудливых порядков и могущественных нечеловеческих существ, и будут не совсем правы. Во многих романах главным героем является попавший туда землянин, наш соотечественник. Обстоятельства – против него, но мечу и магии успешно противостоит людская храбрость и смекалка. В романе Ярослава Коваля "Чужак: Могущество и честь" главный герой, бывший простой парень Сергей, наш соотечественник, попав в другой мир и начав новую жизнь в качестве гладиатора, переживает множество смертельно опасных приключений, но самое непредсказуемое – впереди. Когда в империи начинается гражданская война, то нельзя быть щепетильным. На владычицу графства Солор, сопровождаемую небольшой группой телохранителей (среди них – и Сергей), по всем правилам устроена охота. Но помимо вражеских солдат, маленькому отряду угрожают еще и демоны, ночью охотящиеся на людей. Наш соотечественник, угодивший в этот причудливый мир, смог привыкнуть к существованию всевозможных монстров и магии, но не к тому укладу, когда беременная женщина требует, чтобы в случае крайней опасности он убил ее, чтобы "не стать предметом торга и козырем и козырем в чужих руках. В подобной ситуации моя смерть Солор куда выгоднее, чем плен". Но потом возникает другая проблема – как управлять горожанами, впавшими в панику, а главным вопросом становится цена, которую придется заплатить за победу в войне (в том числе – и магической), которую ведет с мятежниками император. Но не стоит забывать, что "самые страшные провалы и поражения бывают после великих побед". Как и то, что злейший враг может стать твоим покровителем…
Есть персонажи, которых трудно представить в состоянии ленивой расслабленности, – в их жизни находится место всему: деловой активности, темпераментному роману, множеству приключений и даже общению с таинственными эмиссарами, готовыми решать судьбу цивилизации. Именно таким является Родик, главный герой романа Бориса Пугачева "Игры желтого дьявола". Не глянцевый супермен, но стратегически мыслящий интеллектуал…
О времена, о нравы – как меняются люди! В чем своеобразие Родика, бывшего еще недавно перспективным молодым ученым? В том, что его принимают как своего, известные европейские финансовые эксперты, русские преступные авторитеты и многие другие, при этом он вовсе не конформист и не подстраивается под каждого. Зато он – великолепный собеседник, обладающий талантом понимать другого с полуслова.
В романе все персонажи имеют свою собственную неповторимую интонацию, действие развивается на многих уровнях, включающих в себя как чисто бытовую повседневность, так и реалии глобальной экономики, и мирового закулисья. Но несмотря на достоверно отображенную бурную атмосферу "лихих 90-х", в книге звучит и тема вечных ценностей: "Спокойствие приходит через служение людям-с. Сознание, как вы правильно выразились, причастности к большому. Большое связано с обществом-с, его жизнью, защитой и сохранением идеалов, принципов".
Иногда в самую хмурый день стоит выйти прогуляться, даже если вся френдлента пестрит жалобами на погоду. А если тебе с детства внушают, что за городской стеной жизни нет, одна лишь Пустошь с чудовищами, как это происходит в романе Алексея Гравицкого и Михаила Костина "Живое и мертвое", – лучше сразу усомнись. Хотя бы потому, что замкнутость мира, а вернее, мирка в абсолютном большинстве случаев долженствует защитить не жизнь всех его обитателей, а интересы привилегированного меньшинства. Можно, конечно, повторять как мантру: "Известно, что дальше жизни нет. Что за рвом живут только чудовища. Что маги, хвала им, честь и долгия лета, защищают город от этих самых чудовищ. Значит, жизнь продолжается. И думать надо о жизни, а не о том месте, где ее нет. А жизнь есть только в городе…" – но все равно настанет день, когда иллюзии рухнут. Мир окажется не в пример шире, чем один город, пусть и великий. Насчет заманчивости этого большого мира так однозначно не скажешь – в нем хватает зла и жестокости, но даже монстры, которыми главного героя пугали всю жизнь, окажутся куда лучше чем отцы (а также и матери) "знатного города Витано", которые держат сограждан в неведении и не задумываясь жертвуют ими ради поддержания своей власти.
Осенью бег времени становится особенно заметным, и это мало кого радует. А мечта о свободных путешествиях по времени, которое поэтически настроенные натуры называют самой сильной и самой загадочной из всех стихий мира, сильна у людей вне зависимости от времени года. И не только потому, что всякий скромный клерк в глубине души грезит о великих подвигах и любви прекрасной королевы… О том, что и почему можно сотворить со временем повествует сборник "Темпориум" (составитель Эрик Брегис). Каково будет людям узнать, что можно, оказывается, крикнуть под руку Бруту, уже направившему кинжал на Цезаря? Но в историю изобретения, позволяющего смотреть в Прошлое и говорить с ним, вмешивается телевизионный бизнес, выстраивающий протяженное реалити-шоу вокруг шанса предупредить Джона Леннона об опасности, поджидающей его возле дома в декабре 1980 года. И на Земле началось новое помешательство. "Скинхеды по всему миру увлеченно охотились на волосатиков и брили тех наголо. Волосатики с криками: "Всё, что тебе нужно, это любовь", — били отдельных представителей "кожаных голов" и клеили тем на лысины моментальным клеем розовые парики". В конечном итоге вожделенное право на звонок "Самому Великому Жуку" не достанется никому из тех, кто готов был дорого заплатить… Зато "эффект бабочки" проявится во всей красе.