"Джейн Эйр" Шарлотты Бронте (корейское издание)
30 сентября — это Международный день переводчиков, но они часто остаются незамеченными героями мировой литературы, хотя благодаря им читатели знакомятся с жемчужинами словесности иных стран. Или, чтобы быть справедливым, в значительной степени невоспетыми, поскольку при вручении литературной награды "International Booker Prize" равноправно признаются как автор, так и переводчик его произведения, делящие пополам призовой фонд в размере 50 тысяч фунтов стерлингов.
Перевод всегда был двигателем культуры. И классика мировой литературы, а также современные бестселлеры достигают большего числа читателей благодаря переводам, чем просто на языке, на котором они их написали.
Возьмем роман "Джейн Эйр" Шарлотты Бронте: его перевели как минимум на 57 языков, по меньшей мере, 593 раза. При этом читатель в разных уголках мира немного по-разному думает о Джейн Эйр. Профессор Оксфордского университета Мэтью Рейнольдс в рамках проекта "Prismatic Translation" провел исследование благодаря 43 соавторам в разных странах. Он установил, что чисто английский роман, привязанный к Йоркширу и опубликованный в 1847 году, превратился в многоязычный, постоянно меняющийся глобальный текст, постоянно укореняющийся в разных культурах.
В Иране только с 1980 года сделали 29 переводов "Джейн Эйр". Когда корейский язык преподают в вьетнамской школе, перевод "Джейн Эйр" включен в учебную программу, как пример корейской литературы.
Люди часто думают, что переводы воспроизводят исходный текст, подобно ксероксу, но это далеко от истины, поскольку язык, как и культура, могут сильно отличаться. На самом деле процесс намного сложнее — и интереснее. Ведь переводчик практически никогда не может сказать ту же фразу, как на языке оригинала, для этого он использует свой словарный запас и воображение, чтобы написать книгу заново.
Это можно увидеть на примере только лишь перевода названия романа. На японском языке в 1896 году "Джейн Эйр" стала "Riso Kaijin", что значит "Идеальная леди" в переводе Футо Мизутани. На португальском языке в 1941 году она превратилась в "Paix?o de Jane Eyre" ("Страсти Джейн Эйр" в переводе издательства "M?cia"). На итальянском языке в 1958 году книга стала называться "La porta chiusa", что значит "Закрытая дверь". А на турецком языке в 2010 году она была переименована в "Y?llar Sonra Gelen Mutluluk", что означает "Счастье приходит через много лет" в переводе Серен Таштан.
На китайский язык в 1954 году Фанг Ли перевел "Джейн Эйр" так: два иероглифа, которые издают близкий к названию звук — Jianai, и переводятся при этом как "простая любовь", таким образом название романа говорит обе эти вещи сразу. С того времени это название скопировал почти каждый китайский переводчик.
Даже небольшие лингвистические детали могут пройти через увлекательные преобразования. Взять, к примеру, местоимения. В английском есть только один способ сказать "ты" в единственном числе. Но даже языки, очень близкие к английскому, такие как французский, немецкий или итальянский, переводят его по-другому. У них есть различие между формальным "вы" (vous по-французски) и более интимным видом "вы" (tu). Таким образом, в этих языках есть потенциал для действительно важного момента в романе, который просто не может произойти английском тексте. Разве Джейн и Рочестер когда-либо называют друг друга "tu"?
А на французском языке, как оказывается, этого нет (или, по крайней мере, ни в одном из изученных исследователями переводов). Но в немецком переводе романа это есть. Мэри Фрэнк изучила переводы Марии фон Борх, сделанный в 1887 году, и Хельмута Коссодо, сделанный в 1979 году, и обнаружила, что в них Рочестер в разговоре переходит в интимную форму "du", когда он впервые предлагает, но Джейн не отвечает взаимностью. Только в удивительный телепатический момент в конце романа, когда она слышит голос Рочестера, зовущий ее через болота, она использует форму глагола "du", чтобы выкрикнуть эквивалент "Жди меня!" Наконец-то она отвечает на нежность Рочестера.
Надо ли воспринимать это как нюанс, добавленный переводчиками или как что-то, что всегда присутствовало в английском тексте, хотя и невидимо? Что бы сделала Шарлотта Бронте, если бы использовала немецкий или же французский, на котором она писала сочинения и письма? На эти вопросы, вероятно, невозможно ответить. Но, если обратится, например, к корейскому языку, у которого есть много местоимений для разных уровней формальности, картина становится еще более сложной.