Александр Петрович Казанцев — один из известнейших и старейших советских фантастов.
Александр Петрович Казанцев родился 2 сентября 1906 года в Акмолинске. Окончил Томский технологический институт, работал инженером-механиком на Белорецком металлургическом заводе, затем занялся изобретательством и перешёл на работу во Всесоюзный научно-исследовательский институт электромеханики. В 1939 г. был главным инженером промышленного отдела советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Об этой выставке он написал свой первый очерк ("Новый мир", 1939, № 12).
Участник Великой Отечественной войны. Прошел путь от рядового до полковника, в конце войны был уполномоченным Государственного комитета обороны — демонтировал в Австрии заводы, работавшие на нацистов, и направлял их в СССР. Изобрел танкетку, управляемую по проводам, использовавшуюся при прорыве блокады Ленинграда. На Поклонной горе, в музее Великой Отечественной войны, представлен её экземпляр.
В фантастике Александр Казанцев дебютировал в 1936 году, заняв 1-е место на конкурсе киносценариев с написанным вместе с директором Ленинградского Дома учёных И. С. Шапиро сценарием фантастического фильма "Аренида", который позже стал сюжетной основой романа "Пылающий остров".
Публикация романа (в 1940—1941 годах его печатала с продолжением газета "Пионерская правда") стала началом 60-летней литературной карьеры Александра Казанцева. Уже в 1941 году появляется в печати фрагмент его романа "Арктический мост" (полностью опубликован в 1946 году), в 1952 году издается "Мол „Северный"" (переработан в 1956 году в роман "Полярная мечта", в 1970 году — в роман "Подводное солнце"), а в 1964 году — роман "Льды возвращаются".
Роман "Внуки Марса" (1959, другое название — "Планета бурь"), был экранизирован Павлом Клушанцевым в 1962 году под названием "Планета бурь" (а позднее практически украден американцами, перемонтирован и переозвучен и выпущен в свет под названием "Путешествие на доисторическую планету" (Voyage to the Prehistoric Planet) в 1965 году. В прокате фильм имел вполне прогнозируемый успех – в Америке еще не умели снимать фантастическое кино на таком уровне.
Никаких упоминаний о том, что это кинопродукция из СССР, не было, в титрах советским актёрам, оставшимся в кадре, были даны англоязычные вымышленные имена и фамилии (Георгий Жжёнов как "Курт Боден", Геннадий Вернов как "Роберт Чантал" и т. д.). В новых эпизодах были заняты английский актёр Бэзил Рэтбон (эпизоды на станции связи "Луна 7") и американская актриса Фэйт Домерг (появляющаяся в фильме вместо Кюнны Игнатовой). А в 1968 году на экраны вышло "Путешествие на планету доисторических женщин" (Voyage to the Planet of Prehistoric Women) – все та же "Планета Бурь", еще раз переозвученная и перемонтированная с добавлением доисторических женщин. Из монтажа "Путешествия на доисторическую планету" были удалены ранее доснятые эпизоды и вставлены новые, которые вводили в сюжет племя полуголых венерианских доисторических амазонок. Режиссёром этой версии был Питер Богданович (под псевдонимом "Дерек Томас").
После выхода в свет революционной "Туманности Андромеды" Ивана Ефремова в советской фантастической литературе происходили серьёзные изменения, которые Казанцев чувствовал, но эстетически и идеологически принять их не мог, а потому занял позицию активного консерватизма, которой последовательно придерживался всю оставшуюся жизнь. В конце 1970-х — начале 1980-х гг. А. Казанцев был одним из рецензентов Роскомиздата в области фантастических произведений.
Казанцев был одним из двух прототипов Амвросия Амбруазиевича Выбегало в повестях Аркадия и Бориса Стругацкого "Понедельник начинается в субботу" и "Сказка о Тройке". Другим прототипом был Трофим Денисович Лысенко.
Казанцев проявлял большой интерес к загадкам науки и трактовал их по-своему. Он опубликовал ряд статей, эссе и художественных произведений, посвящённых загадке Тунгусского метеорита (Взрыв, Гость из космоса, Тунгусская катастрофа: 60 лет догадок и споров). В них он высказывал версию, что метеорит на самом деле был кораблем инопланетных пришельцев, который взорвался при посадке. Казанцев указывал на сходства атомного взрыва в Хиросиме и взрыва метеорита, что, по его мнению, свидетельствовало в пользу искусственной природы этого тела.
Помимо этого, Казанцев интересовался гипотезой о палеоконтактах, собирал информацию о легендах и археологических находках, которые могли бы подтвердить эту гипотезу, писал статьи и эссе. Казанцева можно назвать одним из пионеров советской уфологии.
Возвращение Казанцева к активной литературной работе состоялось в начале 1970-х. В этот период им написаны романы "Сильнее времени" (1973), "Фаэты" (1974), "Купол Надежды" (1980).
В 1981 году Казанцев публикует автобиографию — весьма характерный документ, по которому вполне можно составить представление о том, какую роль отводил себе писатель в истории науки и литературы. В том же 1981 году за вклад в развитие фантастики Казанцев был удостоен премии "Аэлита".
В 1980-е годы Александр Казанцев издает романы о Пьере Ферма ("Острее шпаги", 1984) и о Сирано де Бержераке ("Клокочущая пустота", 1986), где пытается соединить свои обычные фантастические идеи с антуражем "мушкетерского" исторического романа. Произведения следующих лет вполне укладываются в уже освоенные им темы — это трилогия коммунистических утопий "Тайна нуля", "Донкихоты Вселенной" и "Спустя тысячелетие" (переизданы в 1997 году), дилогия "Иномиры" (1997) и историко-фантастическая дилогия "Звезда Нострадамуса" (2000). В 2001 году был издан также фантастико-автобиографический роман "Фантаст", написанный в соавторстве с сыном Никитой Казанцевым.
А. П. Казанцев был известен также как шахматный композитор. С 1926 года опубликовал 70 этюдов, многие из которых отмечены на конкурсах (8 первых призов). Участник 5 личных чемпионатов СССР. С 1956 года — международный арбитр по шахматной композиции, с 1975 года — международный мастер. С 1951 по 1965 год был председателем комиссии по шахматной композиции Шахматной федерации СССР. В книге "Дар Каиссы" соединены фантастические рассказы и шахматные этюды автора.
Александр Петрович Казанцев скончался 13 сентября 2002 года на своей даче в Переделкино. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.