По сообщению французского издательства "de Fallois", уже нынешней осенью будут опубликованы 9 ранее не издававшихся новелл и рассказов Марселя Пруста, относящиеся к раннему творчеству известного писателя.
Пруст намеревался включить их в книгу "Утехи и дни" — сборник стихотворений в прозе и новелл, который вышел в 1896 году, однако при подготовке издания он по неизвестной причине исключил оттуда эти 9 произведений.
Рукописи обнаружил основатель издательства Бернар де Фаллуа, умерший в минувшем году. Их выпустят под общим заглавием ""Загадочный корреспондент" и другие неизданные новеллы". Сообщают, что книгу будет опубликована 9 октября, в ней будет 180 страниц, в том числе факсимиле подлинных рукописей Пруста. Со слов издателя, большинство историй следуют традиционному формату короткого рассказа, хотя некоторые более сложные и медитативные, что предвосхищает черты более поздних произведений Пруста. Также среди намёков на будущий стиль Пруста издательство упоминает "поразительные метафоры и странные комедийные идеи".
Эти рассказы не были единственными произведениями Пруста, которые нашёл Бернар де Фаллуа. Он совместно с Андре Моруа обнаружил и подготовил к изданию текст романа "Жан Сантёй", написанного Прустом в 1896–1899 годах и оставшегося при жизни писателя неопубликованным. В романе описано детство и начало юности Жана Сантёя, в котором исследователи угадывают фигуру самого Пруста. Считается, что в романе Пруст передаёт свои воспоминания о детстве и юности, описания посещённых им мест, свои идеи и своё видение искусства. Хотя роман насчитывал уже почти тысячу страниц, Пруст отказался от его завершения, и коробки с листами рукописи после смерти писателя в 1922 году хранились на складе среди мебели. Среди литературоведов нет единого мнения, в каком порядке должны следовать части романа. Издания 1952 и 1971 года отличаются друг от друга.
Также Бернар де Фаллуа обнаружил рукопись "Против Сент-Бёва" — собрание эссе, написанных в 1908–1909 годах, где Пруст полемизирует с известным литературным критиком Шарлем Огюстеном де Сент-Бёвом. Среди вошедших туда работ были очерки Пруста о произведениях Нерваля, Бодлера, Бальзака и Флобера. Если Сент-Бёв был основателем "биографического метода" в литературоведении, и полагал, что для объяснения творчества автора необходимо изучить условия, в которых он рос, воспоминания о нём родственников и близких, его литературное и политическое окружение, то Пруст предлагал опираться исключительно на стилистический анализ произведения без опоры на биографию автора. По словам Пруста, "человек, который пишет стихи и который болтает в салоне — не один и тот же человек". Современные исследователи считают, что в этих критических статьях Пруст предвосхитил подход "формальной школы" русских литературоведов, а также взгляды Эрнста Роберта Курциуса и Лео Шпитцера. Сборник был опубликован де Фаллуа в 1954 году.