Герман Мелвилл (1819-1891)
"Новости литературы" поздравляют читателей с 200-летним юбилеем со дня рождения Германа Мелвилла, классика американской прозы, вошедшего в историю в первую очередь как автор легендарного романа "Моби Дик".
Сегодня подростки в США воспринимают знаменитую историю погони за белым китом, примерно как их российские однолетки "Войну и мир": тяжело, но надо. А в свое время эта книга стала настоящей сенсацией и породила целую волну разговоров. И неслучайно: ведь "Моби Дик" написан не "с потолка", а наполнен самыми, что ни на есть реальными жизненными наблюдениями.
Его автор, появившийся на свет в Нью-Йорке в 1819 году, в возрасте 12 лет потерял своего отца-коммерсанта, оставившего за собой только долги, и был вынужден распрощаться с мечтой о получении университетского образования. Мелвилл 18-летним юношей завербовался юнгой на пакетбот, потом некоторое время даже работал учителем. В 22 года он нанялся матросом на китобойное судно "Акушнет", который отправился на промысел в Южные моря. Но через полтора года из-за конфликтов с боцманом "Акушнета" Мелвилл был вынужден сбежать с судна около Маркизских островов, где попал в плен к туземцам-людоедам. Его освободил экипаж американского военного корабля, и после трехлетних странствий в 1844 году он вернулся на родину, где сразу же принялся писать.
Его романы "Тайпи, или Беглый взгляд на полинезийскую жизнь" (1846) и "Ому: повесть о приключениях в Южных морях" (1847), основанные на собственном опыте, сразу же принесли начинающему писателю славу. Их отличает уход в экзотику, полный отказ от привычной для американского читателя действительности, приключения его героев происходят в первобытном мире, среди неиспорченных цивилизацией дикарей Южных морей: роман "Тайпи" являлся самой популярной книгой Мелвилла при его жизни. Но последующий аллегорический роман о плавании как философских поисках Абсолюта "Марди и путешествие туда" (1849) успехом не пользовался.
Следующие произведения он по-прежнему пишет отталкиваясь от личного опыта, стремясь анализировать окружающую действительность и социальные отношения: "Редберн: его первое странствие" (1849) и "Белый бушлат, или Мир военного корабля" (1850). В "Белом бушлате" писателем изображается зло и жестокость современных автору военных. И в следующем году Мелвилл, отказавшись от реалистических морских романов, создает и публикует свой главный шедевр "Моби Дик, или Белый кит" ("Moby Dick, or The Whale", 1851), символизирующий собой титаническую борьбу Добра и Зла. В романе он доказывает иррационализм социальных отношений, рисуя фантастически мрачную действительность, в которой господствует таинственный белый кит по имени Моби Дик. Его практически никто не видел, но он обнаруживает себя "результатами своих действий". Моби Дик властвует над всем, и согласно слухам вездесущ (возможно, он символизирует бога или дьявола).
Роман не оценили подавляющее число критиков и современников писателя. А после разгромной критики вышедшего год спустя готического романа "Пьер, или Двусмысленности" (1852), Мелвилл вообще стал публиковать анонимно, печатая рассказы в журналах, многие из которых вошли в сборник "Рассказы на веранде" (1856). До этого издал исторический роман "Израэль Поттер. Пятьдесят лет его изгнания" (1855) о забытом герое американской революции. Последний сатирический роман Мелвилла был "Искуситель: его маскарад" (1857), где действие происходило на корабле "Вздор", который плыл по Миссисипи.
Гонорары от успешных первых романов еще были и в 1860 году писатель решил совершить кругосветное путешествие, а с 1866 года он уже пошел служить чиновником на таможню, где и проработал по 1885 год. Но заниматься литературной деятельностью продолжил, издав сборники рассказов "Батальные сцены и разные стороны войны" (1865), "Джон Марр и другие моряки" (1888), и даже поэтический сборник "Тимолеон" (1891).
Его последнее произведение – повесть "Билли Бад, фор-марсовый матрос" (1891), так и пролежала в рукописи до 1924 года: писатель умер почти забытым. Лишь в анонимном некрологе о нем было написано как об "исключительно одаренном авторе", обладающем "могучим поэтичным воображением".
Только в 1920-х годах началось переосмысление Мелвилла, и он был признан классиком мировой литературы, а его роман "Моби Дик" навсегда вошел в золотой фонд мировой литературы.