У нас всегда будет Париж / Рэй Брэдбери; – М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2012.
Это переиздание в популярной серии "Pocket book" последнего сборника недавно скончавшегося фантаста Рэя Брэдбери, известного многим как автор истории о бабочке, изменившей будущее ("И грянул гром") и книг "451° по Фаренгейту", "Марсианские хроники", "Вино из одуванчиков".
В 2010 году, когда сборник только вышел в России, заговорили об очевидной усталости девяностолетнего писателя – сборник посчитали слабым, вторичным, годным в чтение только отчаянным любителям Брэдбери. В июне этого года писатель умер. На переизданном сборнике еще нет даты смерти и есть слова "живая легенда фантастики".
Не будем стыдливо переступать с ноги на ногу у могилы писателя, противно протягивая слова о том, что Великий Фантаст писал до Последнего Дня, и его гений без устали перепархивал с одной вершины на другую, устремляясь в бесконечность литературного горизонта. Последний сборник, "У нас всегда будет Париж", действительно слабее других, он, как охотник, перебирающийся через лесное болото, утопает в известных всему миру любимых темах Брэдбери – Марс, смерть и так далее. Кроме этого, ткань текста скорее суконная, чем шелковая.
Но если мы улыбнемся, посмотрев на стакан, который наполовину полон, то скажем: это хорошие психологические рассказы.
Изменения внутреннего мира проявляется в изменении внешнего и для того, чтобы изменить состояние внутреннего мира, нужно изменить внешний. Астронавтам на Марсе очень одиноко, поэтому один за другим они сходят с ума – но с ними умница психолог, который заранее позаботился о том, чтобы построить на поверхности чужой планеты маленький земной городок. Космонавты за стаканами с виски в местном баре расслабились и успокоились.
"Марс был безлюден, в черном небе светили звезды, ветер бесновался, над горизонтом поднимались луны, моря и старые города превратились в пыль. Но в парикмахерской весело крутился красно-белый цилиндр, а церковь смотрела на улицу витражами цвета кока-колы, лимонада и ежевичного вина". ("Улети на небо")
Люди слишком много слушают радио, и вымышленная героиня передачи появляется в их жизни ("У нас в гостях маменька Перкинс"). Мужчина и женщина, которые были друзьями, а стали любовниками, пытаются вернуть дружбу назад, вспоминая, как все начиналось ("Обратный ход"). Мистер Хилл спорит с мистером Бентли, что любой человек способен на убийство – и Бентли его с испуга застрелил ("Убийство").
Как ни странно, в сборнике есть несколько рассказов, главные герои которых – гомосексуалисты, в том числе это и текст "У нас всегда будет Париж":
"-Я Джейн, ты Тарзан.
Мы захохотали, впервые за это время стряхнув напряжение.
Он приблизился, как в прошлый раз, молча поцеловал меня в лоб, а потом развернулся и зашагал в другую сторону".
Хороши рассказы "Балтимор не близок" и "Туда и обратно" – никакого притянутого за уши Марса или ночного гольфа, только изящность изображения повседневной уникальности.
В общем, рассказы создают впечатление приличных карандашных рисунков на фоне удивительных картин, написанных маслом.
Мария Мокеева