Сегодня могло исполниться 85 лет советскому поэту, писателю, журналисту, драматургу, художнику, киносценаристу, автору-исполнителю песен и киноактеру Юрию Визбору. В Советском Союзе он был одним из наиболее популярных бардов и не менее популярным киноактером. Являясь одним из основоположников жанра авторской, студенческой и туристской песни, он создал свыше 300 песен.
Кстати, именно Визбор стал родоначальником уникального жанра — "песни-репортажа", когда работал в основанном им звуковом журнале "Кругозор", издававшемся с гибкими ярко-голубыми грампластинками. По заданию журнала он объездил всю страну и уже в первом номере в 1964 году записал первую такую песню — "На плато Расвумчорр".
Сочинять стихи Юра начал еще в школе, сохранилось написанное в 8-м классе стихотворение "Поет пассат, как флейта, в такелаже" (1948). В своей автобиографии Визбор написал, что свое первое стихотворение он сочинил в 14 лет. После школы, когда в МИМО (МГИМО) и МГУ поступить не удалось, пошел в МГПИ, в аббревиатуре которого в начале 1950-х букву "П" расшифровали как "Поющий", поскольку в пединституте присутствовали песенные традиции, связанные с самодеятельностью студентов и туризмом. Те впечатления от первых походов по Подмосковью и Карелии послужили основой для первых песен Визбора. МГПИ являлся одним из центров нарождавшегося в то время жанра "самодеятельной", или "авторской песни", и Визбор сразу стал его ярчайшим представителем.
Его песни "Мадагаскар" и "Парень из Кентукки" стали очень популярны в студенческой среде. Он написал "Гимн МГПИ — МПГУ", а его "Милая моя" памяти Валерия Грушина стала не только гимном всех туристов Советского Союза, но поистине народной песней. В армии Визбор впервые сочинил песню на собственную музыку "Синие горы", до этого он использовал известные мелодии или музыку к его стихам сочиняли друзья. Уволившись в запас, он закончил автобиографичную повесть "На срок службы не влияет", и хотя она получила положительную рецензию Константина Симонова, однако главный редактор журнала "Юность" Борис Полевой печатать ее в журнале побоялся.
В 1957 году Визбор стал одним из организаторов звуковой газеты "Говорит Комсомолия". В 1961 году он вместе с Сергеем Смирновым написал сценарий к фильму "Выше неба", сочинив к нему также 6 песен, в том числе знаменитый "Домбайский вальс". В это время песни барда, которые записывались на катушечные магнитофоны в домашней обстановке и распространялись неофициально, приобрели популярность сначала среди столичной интеллигенции, а потом и по всему СССР.
В 1962 году Визбор принял участие в создании радиостанции "Юность" и занялся концертной деятельностью. Первый активный год в концертной деятельности Визбора — 1971-й: прошло 30 его выступлений в городах Союза, а самым активным стал 1976 год, когда бард отыграл 70 концертов.
Его песни "Спокойно, дружище, спокойно", "Охотный ряд", "Бригантина", "За туманом", "Ты у меня одна", "Серега Санин", "Наполним музыкой сердца", "Фанские горы", "Излишний вес", "Александра" к популярному фильму "Москва слезам не верит" и много-много других до сих пор любят и поют многие.
Лев Аннинский написал о Визборе: "Он дал своему поколению голос, дал жанр, и именно с его легкой руки пошло уже поветрие и появились менестрели следующих поколений — принцип был распознан, почин подхвачен, создалась традиция, артистическая система, оказавшая влияние на поэзию и ставшая ее частью".